18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка к 90-летию Андрея Вознесенского: взгляд на поэта еще и как на художника

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

К концу 1980-х у поэта оттепели были всемирное признание и авторитет. Но он рискнул и переизобрел себя в ипостаси художника поп-арта. «Видухи», «видеомы» и другие эксперименты показывают в Центре Вознесенского

Считается, что Александр Скрябин видел звуки — аккорд соль мажор у него красный. У Дэвида Хокни, по его словам, схожая способность: музыка для него обладает не только цветом, но и формой. Андрей Вознесенский тоже наблюдал связи между визуальным и звучащим — на каждом шагу, постоянно. «В имени Цветаевой серебряной подковкой цокает царственное „Ц“. И в ее автопортрете „Царь-девица“ слышится то же позвякивание. Цветаева? Ева цвета?» — таких прозрений у Вознесенского не счесть.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Синестезия — для обывателя это аберрация восприятия, для художника — дар и творческий метод. Начиная с середины 1980-х одержимость визуальным нашла у Вознесенского выход в синтетическом жанре. «Дух светлый ли, аномальный ли является нашему сознанию в виде видения. В новых работах, которые называю „ВИДУХИ“, я пытаюсь постичь духовное через видео. В случае портретов человеческих судеб называю их „ВИДЕОМЫ“. Пригодились архитектурные навыки».

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

По образованию архитектор, Андрей Вознесенский был одним из главных конструкторов целой эпохи («стал первым в начале оттепели», — сказал о нем Андрей Битов). Интерес к форме сопровождал поэта всю жизнь: Вознесенский никогда не упускал возможности участвовать в оформлении своих книг, создавал иллюстрации — работал руками. Его видухи — это смешанная техника, коллаж, макетирование. По всем признакам поп-арт.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Первая выставка визуальных экспериментов поэта прошла в конце 1991 года в правильном месте — галерее Sperone Westwater в нью-йоркском Сохо. Иронично: понадобилось тридцать лет и три года (почти), чтобы поп-арт Андрея Вознесенского добрался до московских зрителей.

Для Центра Вознесенского юбилейная выставка — как экзамен на зрелость. На выставке представлены и сами видеомы, и эскизы к ним, и ранние акварели и рисунки поэта. Экспозиция опирается на личный архив Вознесенского и его жены Зои Богуславской. Многое показано впервые. Все это результат исследования архива поэта, начатого год назад: в планах оцифровка и публикация всех материалов.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Отдельным открытием для публики обещают стать представленные на выставке архитектурные и скульптурные проекты поэта. Можно поспорить: большинство москвичей, знакомых со стелой Зураба Церетели «Дружба навеки» на Тишинской площади, не подозревают, что оригинальная концепция памятника принадлежит Андрею Вознесенскому. Остро актуальным выглядит паблик-арт — скульптура «Россия воскресе», земной шар в виде пасхального яйца. Вознесенский установил его в Брюсовом переулке 30 лет назад. На выставке представлена реконструкция этого обьекта.  

Центр Вознесенского
«Вознесенский ЕЩЕ. Юбилейная выставка к 90-летию поэта»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+