18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Испорченные» британские пенни: от печали до радости

Большинство монет из коллекции Миллетта претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения. Фото: Tim Millett
Большинство монет из коллекции Миллетта претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения.
Фото: Tim Millett
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Как мелкие монеты использовались для передачи сообщений и как порча металлических денег превращалась в народное искусство, рассказывает коллективный сборник нумизматических статей под названием «Знаки любви, утраты и презрения»

Когда Тимоти Миллетт, один из будущих авторов этой книги, стажировался в семейной конторе по торговле антикварными деньгами, он был очарован главным образом теми монетами, которые считались «нумизматическим мусором», не представляющим интереса и ценности. Подростку запало в душу «колесо», одно из гигантских пенни Георгианской эпохи, оскверненное надписью «Лорд-мэр Гиббс, забросанный тухлыми яйцами 1845», причем голова лорда-мэра была изображена в нижней части фигуры богини Британии на реверсе. Миллетт выяснил, что Майкл Гиббс по прозвищу Гоббл Гиббс был печально известным аферистом, выдававшим себя за филантропа, и бросание яиц в него было отнюдь не случайным импульсом. Именно эта монета и подвигла Миллетта к коллекционированию.

«Tokens of Love, Loss and Disrespect. 1700-1850» / Sarah Lloyd, Timothy Millet, eds. Paul Holberton Publishing. 360 c. На английском языке
«Tokens of Love, Loss and Disrespect. 1700-1850» / Sarah Lloyd, Timothy Millet, eds. Paul Holberton Publishing. 360 c. На английском языке

Книга «Знаки любви, утраты и презрения» каталогизирует и освещает его вторую коллекцию (первая — из самодельных арестантских жетонов, изготовленных в качестве сувениров, сейчас хранится в Национальном музее Австралии). Издание, включающее в себя 17 эссе, которые написаны нумизматами, коллекционерами, историками и даже одним карикатуристом, Мартином Роусоном, призывает серьезнее относиться к подобному «металлолому». Хотя некоторые монеты из коллекции Миллетта представляют собой сложную работу профессиональных граверов, все же большинство из них претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения.

Поводы могли быть всякими: помолвка, брак, рождение ребенка, путешествие, заточение в кандалы, даже предстоящая казнь. Некоторые образцы выглядят всего-навсего непристойными, но встречаются и радикальные политические высказывания. Например, на монете достоинством в полпенни с изображением Георга III кто-то выгравировал веревочную петлю на шее короля, а рядом — говяжье бедро, кружку эля и буханку хлеба c указанием их стоимости. Недовольство неизвестного художника вызвал резкий рост цен на продукты питания. Так, на монете мелкими буквами написано, что хлеб теперь стоит один шиллинг (то есть двенадцать пенсов) и девять с половиной пенсов вместо прежних девяти пенсов.

Надписи на монете в полпенни Георга III (1799) привлекают внимание к резкому росту цен на продукты питания. Фото: Tim Millett
Надписи на монете в полпенни Георга III (1799) привлекают внимание к резкому росту цен на продукты питания.
Фото: Tim Millett

На крошечных поверхностях монет образы часто бывают удивительно мощными. Целый мир тоски по простой и счастливой жизни можно углядеть в человеке с палкой, идущем вместе с собакой на закате по направлению к коттеджу с дымящейся трубой. Эта серебряная монета Карла II была семейной реликвией, ее возраст составлял 70 лет на момент нанесения надписи «Сэмл Харвуд родился 17 июня 1758 года». На оборотной стороне более любительски выгравирован 1777 год. Девятнадцать лет было бы слишком рано для Сэмюэла, чтобы жениться, — не означало ли это его смерть и конец той мечты?

Миллетт особенно дорожит экземплярами, по которым можно восстановить жизнь их владельцев или изображенных лиц. Как отмечает историк культуры Сьюзан Э.Вайман в эссе о саморепрезентации пролетариев, «за каждым сохранившимся символом стоят люди, которые жаждали, чтобы их запомнили». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+