18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Живые скульптуры»: первая ретроспективная выставка костюмов Романа Ермакова

Выставка «Живые скульптуры» в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Фото: Объединение «Выставочные залы Москвы»
Выставка «Живые скульптуры» в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке».
Фото: Объединение «Выставочные залы Москвы»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В 2007 году выпускник МГСУ начал создавать яркие перформативные костюмы, вдохновившись русским авангардом. Роман Ермаков демонстрировал свои «живые скульптуры» на ведущих европейских площадках, а сегодня подводит некоторые итоги проекта

Казалось бы, еще совсем недавно молодой художник, буквально автор одного проекта, Роман Ермаков сегодня устраивает первую в своей карьере выставку-ретроспективу. Как летит время! Но обо всем по порядку.

Роман Ермаков родился в 1985 году. Учился на инженера-архитектора в Московском государственном строительном университете. Еще в студенчестве увлекся русским авангардом; взяв на вооружение смелые формы и яркие краски начала ХХ века, в 2007 году он создает первые «живые скульптуры» — перформативные костюмы, которые делают его по-настоящему известным. Черные комбинезоны, изобретательно обвешанные необычными светящимися деталями, сразу понравились зрителям на многочисленных фестивалях и перформансах от Перми до Берлина.

Так началась история, протянувшаяся через всю творческую биографию художника, но не равнозначная ей. В последние годы Роман Ермаков больше и чаще предстает перед публикой как автор городских скульптур. Его загадочные конструкции можно было наблюдать у ГУМа, во дворе Музея Москвы и в парке «Зарядье». Успешный творческий рост в сторону паблик-арта стал естественным продолжением перформативных практик, воплощенных как раз в этих странных, веселых и очень живых скульптурах, ретроспектива которых проходит в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Выставка сопровождается видеоматериалами и фотографиями разных лет.

Выставка «Живые скульптуры» в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Фото: Объединение «Выставочные залы Москвы»
Выставка «Живые скульптуры» в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке».
Фото: Объединение «Выставочные залы Москвы»

Роман Ермаков часто говорит о том, что «Живые скульптуры» — проект, напрямую связанный с самопознанием. «Это история о моих перевоплощениях. О том, какие мы разные в зависимости от времени года, от нашего возраста. Эти архитектурные тела трансформируются вместе со мной».

И вот все они — или почти все — собрались в одном месте. Коллекции разных лет с интригующими названиями («Молекулы» создавались специально для перформанса на фестивале «Политех» и словно приглашают зрителя в микромир, а «Супрематизмы» предназначались для хореографического перформанса на фестивале «Яркие люди») отличаются неизменно положительным зарядом.

Автор называет эти костюмы «энергетическими телами». Такое определение поневоле отсылает к опытам супругов Кирлиан, которые в середине прошлого века фотографировали коронные разряды в темной комнате, добиваясь эффектных изображений «биополя» вокруг людей и предметов. Роман Ермаков не ищет биополей в природе (где их, скорее всего, и нет), но создает их сам. Впрочем, темная комната — это правильное решение, и на выставке она, кстати, есть: в малом зале галереи создан специальный «черный кабинет», демонстрирующий эффект свечения костюмов.  

Галерея «ЗДЕСЬ на Таганке»
Роман Ермаков. «Живые скульптуры»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+