18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Торжок и усадьбы Львова стали на шаг ближе к списку всемирного наследия ЮНЕСКО

Архитектурный ансамбль Знаменское-Раёк — безусловный шедевр русской усадебной архитектуры.. Фото: Приложение к заявке на включение в предварительный список объектов всемирного наследия
Архитектурный ансамбль Знаменское-Раёк — безусловный шедевр русской усадебной архитектуры..
Фото: Приложение к заявке на включение в предварительный список объектов всемирного наследия

Исторический центр Торжка и усадьбы, построенные в окрестностях города самим Николаем Львовым или по его проектам, включены в предварительный список объектов всемирного наследия по трем главнейшим критериям

О том, что исторический центр Торжка, а также близлежащие памятники усадебной архитектуры работы Николая Львова достойны звания объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, речь шла уже давно. В 2021 году несколько ведущих экспертов подписали обращение на эту тему к губернатору Тверской области. После одобрения областной администрацией и Министерством культуры РФ соответствующая заявка была отправлена в Париж, в Центр всемирного наследия, и в феврале текущего года объекты появились в предварительном списке ЮНЕСКО.

Всех, кто бывал в Торжке, неизменно поражает диссонанс между провинциальным статусом города и его обликом. Построенный двумя великими русскими архитекторами XVIII–XIX веков Николаем Львовым и Карло Росси, центр Торжка представляет собой уникальный для России единый архитектурный ансамбль, в целом довольно хорошо сохранившийся и, что важно, практически не испорченный позднейшей застройкой. Авторству Львова принадлежат и замечательные окрестные усадьбы: Никольское-Черенчицы, Переслегино, Прямухино, Арпачёво, Горницы, Митино. Среди них выделяется масштабом и сохранностью ансамбль Знаменское-Раёк — безусловный шедевр русской усадебной архитектуры. Все эти объекты как единый комплекс были номинированы по I, IV и VI критериям ЮНЕСКО: они являются произведением творческого гения человека (Николай Львов); представляют собой выдающийся архитектурный образец (русское палладианство); неразрывно связаны с идеями, представляющими собой мировое достояние (и здесь сыграла роль включенность Львова в широкий круг явлений культуры русского Просвещения).

Среди уже входящих в список ЮНЕСКО объектов самым близким аналогом можно считать номинацию «Город Виченца и палладианские виллы Венето». По ряду ключевых параметров российская номинация встает в один ряд с этим и другими выдающимися архитектурными ансамблями Европы и Северной Америки.


Арсений Петров

Историк архитектуры, соавтор заявки в предварительный список ЮНЕСКО

Включение в предварительный список открыло прямой путь к конечной цели. В первую очередь перед чиновниками стоит задача определения места написания номинационного досье. Это может быть областной департамент культурного наследия, торжокский Всероссийский историко-этнографический музей или Институт наследия в Москве. Затем черед за составлением рабочей группы, которая, согласно требованиям ЮНЕСКО, должна включать представителей всех возможных сфер — это искусствоведы, юристы, представители власти и туристического бизнеса. На самом деле это очень интересный процесс, который позволяет наблюдать охрану памятника как плод общих усилий, настоящего res publica. Помимо номинационного досье, ЮНЕСКО требует от кандидата сразу представить пятилетний план управления — важный и полезный документ, в котором обобщен лучший опыт управления и развития не только памятниками, но и прилегающими территориями. В случае с Торжком одновременно с написанием досье должен быть разработан последовательный план консервации и реставрации памятников. Благодаря статусу ЮНЕСКО область имеет право приоритетного финансирования этих задач из федерального центра, так что вполне посильно в ближайшие пять лет триумфально открыть для России ансамбль памятников, а для региона — крупнейший драйвер экономического развития… Если на то будет политическая воля. К сожалению, мало кто в области знает, как развивать сложную экономику культуры, экономику туризма. У нас есть определенные опасения, что чиновничество лучше понимает, как работать с бизнесом застройщиков, привыкшим в силу своей природы сметать все градозащитные препятствия на своем пути. И даже в таком вымирающем городе, как Торжок, мы наблюдаем неприятие возможных ограничений, связанных со статусом объекта всемирного наследия. Важно помнить, что лозунг ЮНЕСКО — «устойчивое развитие». То есть мы в широком смысле слова обсуждаем инвестицию в будущее.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+