18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве открылся музей «Динамо»

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Новый музей, посвященный истории спортивного общества, рассказывает о спорте языком мультимедиа и современного выставочного дизайна

Стадион «Динамо», по-хай-тековски переродившийся в «ВТБ Аре­ну», открылся несколько лет назад, и примерно тогда же справа от него, прямо на линии Ленинградского проспекта, возник относительно небольшой серый павильон. Полукруглое в плане здание в духе конструктивизма было возведено известным архитектором Сергеем Чобаном (среди его работ, в частности, фасады нового здания Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной). В павильоне и разместился музей «Динамо», реализованный благодаря финансовой поддержке банка ВТБ при участии Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», футбольного и хоккейного клубов «Динамо», команды «ВТБ Арены».

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Созданием экспозиции занимался консорциум лучших специалистов. Их деятельность направлял Еврейский музей и центр толерантности, который превосходно разбирается в мультимедиа и наглядной инфографике. В итоге получившееся зрелище продолжает ряд дорогостоящих и тщательно продуманных корпоративно-исторических музеев, открывающихся в последние годы в Москве (Музей криптографии, Музей транспорта Москвы, «Гостиная ТАСС» и другие).

Организаторы подчеркивают, что это музей не просто некоего расплывчатого «Динамо», а конкретно Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», то есть организации, объединяющей не только футболистов и хоккеистов, но более 70 различных видов спорта. Основанное ровно 100 лет назад, сегодня общество «Динамо» празднует юбилей, к которому и приурочено открытие музея, чьи интерьеры выполнены в небесно-голубом цвете, узнаваемом даже теми максимально далекими от спорта людьми, кто видел его лишь на шарфах болельщиков.

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Экспозиция рассказывает историю общества «Динамо» так, чтобы подчеркнуть, что это важный фрагмент истории страны. Впрочем, так оно и есть, ведь это не только про развитие тела, но и про развитие духа, про идеологию советского государства во времена мира и во времена войны. Много повествуется о конкретных людях — участниках и лидерах общества, чемпионах в разных видах спорта.

Создатели музея говорят, что им удалось собрать здесь около 200 подлинных экспонатов: фотографии, документы, спортивный инвентарь, награды, афиши и сувениры (в том числе олимпийский факел 1980 года). Но они так интегрированы в яркую и продуманную повествовательную экспозицию, что порою просто теряются. Зато история создания и деятельности общества разворачивается перед нами с помощью экранов, тачпадов, а также документальной аудиопьесы, записанной профессиональными актерами. Не забыли и о квестах, в которых может принять участие любой посетитель.

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Максимальное погружение (впрочем, неуютное для трепетных аудиалов) предлагает коридор с гигантскими видеопроекциями, внутри которого мы почувствуем сердцебиение и дыхание условных спортсменов, готовящихся к выступлению или застигнутых в момент наивысшего напряжения.

Самая зрелищная часть музея — с точки зрения любителя изящных искусств — это зал, посвященный спортивным трофеям. Кубки, статуэтки и легендарный «Золотой мяч» 1963 года Льва Яшина (единственный «Золотой мяч» в России) покоятся в огромной длинной витрине, своей роскошью напоминающей золотую кладовую Исторического музея. Бродить по ней и разглядывать эволюцию стиля этого жанра декоративно-прикладного искусства, начиная с советского ар-деко и до наших дней, весьма познавательно.

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Не обошлись без «движухи» и тут: половина наград поставлена на выдвижные подставки, и, чтобы их увидеть, надо нажимать на кнопочки, после чего они медленно всплывают над столешницами витрин. Дети наверняка от этого будут в восторге.

Любопытно, что фактически музей Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» был основан еще в 1988 году по инициативе совета ветеранов общества и долгое время размещался в двухэтажном здании у северной трибуны стадиона. К настоящему времени коллекция музея насчитывает более 10,5 тыс. экспонатов основного фонда и 7 тыс. вспомогательного. Однако отобрано из них для новой экспозиции было очень немного, хотя и крайне тщательно.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+