18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образу Николая Чудотворца вернули средневековый вид

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» в процессе реставрации. Фото: ГРМ
Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» в процессе реставрации.
Фото: ГРМ
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В Государственном Русском музее завершается реставрация одной из древнейших псковских икон, заказчики которой — редчайший случай — известны по именам. Своей очереди на восстановление иконе пришлось ждать больше полувека

Написанная в XIV веке неизвестными мастерами, эта икона в течение почти шести веков не покидала стен храма, для которого, по мнению искусствоведов, была создана. Лишь во второй половине XX столетия уникальный образец древнерусской живописи стал доступен исследователям и знатокам. Теперь, благодаря реставраторам, можно будет в полной мере оценить работу анонимных средневековых иконописцев.

Икона Николая Чудотворца попала в музейную коллекцию из деревни Виделебье Псковской области в 1958 году. Ее привез Николай Перцев, известный художник-реставратор, специалист по древнерусской живописи. Он приступил к реставрации в том же году, но вскоре вынужден был прекратить работу. Ее пытались возобновить через десять лет, но опять отложили. И лишь полвека спустя у реставраторов наконец дошли руки до этого памятника.

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» до реставрации. Фото: ГРМ
Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» до реставрации.
Фото: ГРМ

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» — редкий музейный экспонат, подобных ему в собрании ГРМ очень мало. Имена святого Василия и великомученика Федора в названии появились не случайно: так же звали заказчиков, или ктиторов. Об этом свидетельствует надпись на полях иконы, которая гласит, что в 1337 году икону для церкви Святого Николая заказали Василий и Федор Ананьины. По свидетельству специалистов, надписи с именами заказчиков встречаются на древнерусских памятниках крайне редко, причем эта, пожалуй, самая обширная.

Поясное изображение святого в центре тоже необычно для ранних русских житийных икон, подавляющее большинство которых были ростовыми. Еще одна особенность этого образа — необычный набор житийных клейм. По мнению Ирины Шалиной, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГРМ, автор, вероятно, использовал какие-то не дошедшие до нас литературные источники или ориентировался на более древние памятники.

Фрагмент иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором». Фото: ГРМ
Фрагмент иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором».
Фото: ГРМ

«Уникален и тот факт, что икона была привезена из конкретной церкви, что случается довольно редко. Обычно иконы поступали из музейных фондов, куда их свозили, — рассказала нашему изданию Ирина Шалина. — Псковских памятников вообще осталось очень мало, и такая икона особенно ценна».

К полноценной ее реставрации специалисты приступили только в начале 2020 года. Работу поручили Рудольфу Кесареву, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации древнерусской живописи. Перед ним стояла непростая задача: не только раскрыть авторскую живопись, но и показать позднейшие поновления. Ситуация осложнялась тем, что икона находилась в довольно тяжелом состоянии. Красочный слой имел множество мелких утрат. На лицевой поверхности были многочисленные отверстия от гвоздей (ими закрепляли серебряный оклад). Серебро окислялось и чернело — его чистили золой, а чтобы оно меньше окислялось, покрывали олифой; зола и олифа через щели оклада попадали на живопись, разъедая ее. Увы, изображение пострадало и от предыдущих реставраций: полвека назад для расчистки икон использовали едкие растворители, снимавшие не только слои старого лака, но и саму живопись.

Процесс реставрации иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» . Фото: ГРМ
Процесс реставрации иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» .
Фото: ГРМ

Рудольф Кесарев начал работу с укрепления красочного слоя. Через микротрещины кракелюра он насыщал этот слой горячим клеем, давая ему высохнуть и закрепить краску. Затем с помощью стереомикроскопа Wild M650 крошечными ножами-скальпелями осторожно удалял слои олифы, лаков, поздних поновлений. Работа велась исключительно всухую, из жидкостей использовались только вода и скипидар.

«Во время работы стало понятно, что оклад меняли три раза — в доске обнаружены латунные, железные и стальные гвозди, — рассказал Рудольф Кесарев. — И как минимум дважды икону почти полностью записывали, одно из поновлений — XVI века». Несмотря на все сложности, реставратору удалось открыть очень интересную авторскую живопись и установить, какими именно красками пользовались мастера шесть столетий назад.

Сейчас реставрация уже близка к финалу. Осталось тонировать некоторые участки поверхности, освежить потускневший красочный слой. Отреставрированная икона будет включена в первый том нового генерального каталога древнейших памятников древнерусской живописи, который музей готовит к изданию. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+