18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Грани и тени: из истории отечественного стеклоделия

Мирона Грабарь. Набор «Колоннада». Дятьковский хрустальный завод. РСФСР. 1970-е. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Мирона Грабарь. Набор «Колоннада». Дятьковский хрустальный завод. РСФСР. 1970-е.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В музее-заповеднике «Царицыно» показывают богатое наследие российских художников по стеклу — от кустарных производителей до мастеров Гусевского хрустального завода им. Акима Мальцова, более 200 предметов, созданных в техниках гранения и гравировки

В Государственном музее-заповеднике «Царицыно», в корпусе «Хлебный дом» открылась выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». Она посвящена сложной и порой драматичной истории российского промышленного стеклоделия в ХХ веке. В экспозиции более 200 предметов, созданных в техниках гранения и гравировки. Многие экспонаты впервые представлены публике.

«Коллекция советского стекла — одна из наиболее значимых в нашем собрании, — рассказывает сокуратор выставки кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина). — Здесь представлены произведения разных республик, разных школ и эпох. Тема гранения и гравировки выбрана потому, что эти две техники наилучшим образом выявляют основные свойства стекла — прозрачность и светоносность, но выявляют по-своему. Если гранение заставляет свет „играть“ внутри предмета, то гравировка, наоборот, работает с тенью, это линия, которая затеняет поверхность стекла, стекло становится фоном художественного произведения». Чтобы подчеркнуть особенности каждой техники, архитектор выставки Майя Фролова создала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета.

Справка
Стекло в коллекции «Царицыно»

Предметы из стекла, созданные мастерами в разных советских республиках, составляют значительную часть собрания музейного комплекса «Царицыно», основанного в 1984 году как Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Сегодня в фондах «Царицыно» хранится более 4 тыс. экспонатов — работ стекольщиков борисовского, гусевского, дятьковского, ленинградского и других заводов. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть труда «Художественное стекло ХХ — начала XXI века», ставшего продолжением его многотомного генерального каталога. В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.

Еще…

История стекла в России нелинейна и трагична: в каждую новую эпоху она начиналась с чистого листа, с возрождения закрытых производств и восстановления преемственности школ. После революции крупные заводы, представлявшие стекло на Всемирных выставках, были фактически разрушены или перепрофилированы под производство дешевой массовой продукции. Впрочем, даже ее не хватало для удовлетворения всех нужд огромной страны. В ­1930-е годы бедственное положение отрасли привлекло внимание властей и началось восстановление: было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», запущено строительство заводов. Например, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной. Стремительное восстановление отрасли было прервано Великой Отечественной войной. После 1945 года история стекольного производства фактически началась заново.

Михаил Кизло. Декоративный комплект «Мангазея» . Дятьковский хрустальный завод. РСФСР. 1978. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Михаил Кизло. Декоративный комплект «Мангазея» . Дятьковский хрустальный завод. РСФСР. 1978.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Представляя историю развития советского художественного стекла в области гранения и гравировки, кураторы рассказывают как о художественно-стилистических особенностях двух ведущих школ — московской и ленинградской, так и о постепенном формировании стилей каждого завода в ХХ веке. «Период становления собственного стиля советского стекла определила ленинградская школа, представленная Ленинградским заводом художественного стекла (ЛЗХС). Именно его мастера стояли у истоков процесса привнесения искусства в быт. На выставке можно увидеть образцы из ассортиментного кабинета ЛЗХС, переданные музею в 1984 году. Кроме серийных образцов здесь представлены авторские, которые создавались специально для всесоюзных и международных выставок, а также по спецзаказу от различных министерств и ведомств. К таким вещам относятся, например, произведения Адольфа Остроумова, Акнуни Аствацатурьяна и Натальи Гончаровой», — перечисляет Александра Герасимова.

Наталья Гончарова. Декоративная композиция «Аппассионата». Ленинградский завод художественного стекла. РСФСР. Конец 1970-х. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Наталья Гончарова. Декоративная композиция «Аппассионата». Ленинградский завод художественного стекла. РСФСР. Конец 1970-х.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

С конца 1940-х годов работы советских стекольщиков стали получать заслуженное признание зарубежных коллег. Наши художники имели возможность стажироваться в Венеции, в Богемии; в 1970-е иностранные мастера уже приезжали к нам. Это был творческий и технический обмен. На международных выставках, в частности на Экспо в Брюсселе, в Монреале, советские стекольные мастера получали высокую оценку. О высоком качестве советского стекла говорит и то, что его экспорт традиционно был значимой статьей дохода для страны. Производством хрусталя для зарубежных стран занимался преимущественно ЛЗХС, экспортные линии были на Дятьковском и Гусевском заводах.

Позднесоветское стекло — малоизвестный феномен даже для тех, кто интересуется предметом. Между тем произведения именно этого периода представляют наибольший интерес на выставке в «Царицыно». По словам кураторов, расцвет советского стеклоделия пришелся на 1970–1980-е годы. Здесь первенство перехватила московская школа — благодаря тому, что за ней стояло несколько производственных центров, в частности Дятьковский хрустальный завод, Гусевский хрустальный завод им. Акима Мальцова, «Красный гигант» и другие. Московская школа всегда отличалась многоцветьем, живописностью, свободой. Столичные мастера никогда не шли от формы, руководствуясь прежде всего художественными принципами. При этом у каждого предприятия был свой собственный стиль, узнаваемые черты. Например, мальцовские художники сумели превратить элементы декора в выразительные художественные элементы. В этом смысле особенно интересны произведения Мироны Грабарь и Ивана Мачнева, представленные на выставке.

«Кризис в стекольной промышленности конца 1980-х напрямую не связан с развалом Советского Союза. Он был заложен раньше, когда приняли решение о максимальном удешевлении производства, массовом тираже, использовании прессованного хрусталя. Тогда простые дешевые изделия наводнили рынок, а высокое искусство стеклоделия оказалось невостребованным», — отмечает Александра Герасимова.

Владимир Касаткин. Блюдо «Полночь». Гусевский хрустальный завод. РСФСР. Конец 1970-х. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Владимир Касаткин. Блюдо «Полночь». Гусевский хрустальный завод. РСФСР. Конец 1970-х.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Каждый зал «На грани» посвящен тому или иному периоду в истории развития советского стеклоделия и биографии художников. Первый раздел выставки рассказывает об искусстве гравировки — здесь выставлены работы художников московской и ленинградской школ. Среди самых ценных экспонатов — блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти 40 лет, а также композиция «Песня о первом» работы Юрия Бякова, художника Ленинградского завода художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня. Например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла.

Второй раздел выставки посвящен технике гранения. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф.Дзержинского в белорусском Борисове. По соседству с ними — работы современных мастеров Гусевского хрустального завода им. Акима Мальцова.

Государственный историко-архитектурный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
«На грани. Искусство гранения и гравировки стекла. История промышленного стеклоделия в России»
До 25 августа 2024

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+