18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Искусство на несекретной службе их величеств

Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент. Фото: The Met
Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент.
Фото: The Met
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Как династия Тюдоров использовала материальное великолепие для укрепления монаршей власти, рассказывает каталог выставки, турне которой проходит сейчас в США

Успех недавней выставки «Тюдоры. Искусство и величие в Англии эпохи Возрождения» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и ее последующее открытие в Художественном музее Кливленда (до 14 мая) — уместный повод для вопроса: осталось ли что-нибудь недосказанное о Тюдорах?

Приуроченный к выставкам каталог состоит из девяти глав и сопровождается аннотациями к экспонатам. Благодаря усилиям кураторов Метрополитен-музея Элизабет Клиланд и Адама Икера здесь отражены самые разные аспекты заявленной темы. Любой, кто интересуется периодом правления Тюдоров, наверняка захочет приобрести эту книгу, но побудит ли она к дальнейшим исследованиям — ответ на этот вопрос не столь очевиден.

«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке
«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке

Статьи и эссе рассматривают связи между декоративным и изобразительным искусством, которое тюдоровские монархи использовали в качестве средства легитимации и укрепления своей власти. Но это не новость для тех, кто хоть немного осведомлен об успехах королевской пропаганды и традиции Тюдоров украшать здания своими эмблемами. Более удивительным выглядит масштаб воспевания их деятельности в континентальной Европе, что косвенно отражается и в «Портрете Елизаветы I с решетом» Квентина Массейса Младшего, и в изображениях двора Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна.

Мы также получаем представление о практических аспектах обеспечения монаршего величия, узнавая, например, о том, как витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже доставляли туда из Антверпена.

Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского. Фото: The Met
Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского.
Фото: The Met

Приведены здесь и результаты недавних исследований. В частности, переатрибутирован портрет молодой женщины из Музея истории искусств в Вене. Ранее считалось, что на нем изображена Екатерина Арагонская, но теперь героиня идентифицирована как Мария Тюдор, позже ставшая королевой Франции и герцогиней Саффолк.

Книга примечательна и отсылками к политике того времени, что нехарактерно для публикаций об искусстве эпохи Тюдоров. Возможно, это было и к лучшему: к чему очередной обзор терзаний Генриха VIII в поисках детородной жены или описание физического состояния Елизаветы I? Тем не менее еще предстоит каким-то образом преодолеть различия, которые по-прежнему существуют между исследованиями в разных сферах истории, будь то уточнение отдельных биографий и осмысление политики в целом, разница в подходах к литературе и искусству или несхожие ракурсы рассмотрения архитектуры и материального мира королевского двора.

Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда. Фото: The Met
Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда.
Фото: The Met

Возможно, задача объединения этих направлений анализа могла бы подсказать и новое направление в исследованиях эпохи Тюдоров. Таким образом, хоть эта книга и предлагает ценную информацию об искусстве, дизайне и межкультурных связях, все еще остаются возможности рассказать гораздо больше о тюдоровском мире и людях, его населявших.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+