18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство на несекретной службе их величеств

Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент. Фото: The Met
Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент.
Фото: The Met
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Как династия Тюдоров использовала материальное великолепие для укрепления монаршей власти, рассказывает каталог выставки, турне которой проходит сейчас в США

Успех недавней выставки «Тюдоры. Искусство и величие в Англии эпохи Возрождения» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и ее последующее открытие в Художественном музее Кливленда (до 14 мая) — уместный повод для вопроса: осталось ли что-нибудь недосказанное о Тюдорах?

Приуроченный к выставкам каталог состоит из девяти глав и сопровождается аннотациями к экспонатам. Благодаря усилиям кураторов Метрополитен-музея Элизабет Клиланд и Адама Икера здесь отражены самые разные аспекты заявленной темы. Любой, кто интересуется периодом правления Тюдоров, наверняка захочет приобрести эту книгу, но побудит ли она к дальнейшим исследованиям — ответ на этот вопрос не столь очевиден.

«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке
«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке

Статьи и эссе рассматривают связи между декоративным и изобразительным искусством, которое тюдоровские монархи использовали в качестве средства легитимации и укрепления своей власти. Но это не новость для тех, кто хоть немного осведомлен об успехах королевской пропаганды и традиции Тюдоров украшать здания своими эмблемами. Более удивительным выглядит масштаб воспевания их деятельности в континентальной Европе, что косвенно отражается и в «Портрете Елизаветы I с решетом» Квентина Массейса Младшего, и в изображениях двора Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна.

Мы также получаем представление о практических аспектах обеспечения монаршего величия, узнавая, например, о том, как витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже доставляли туда из Антверпена.

Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского. Фото: The Met
Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского.
Фото: The Met

Приведены здесь и результаты недавних исследований. В частности, переатрибутирован портрет молодой женщины из Музея истории искусств в Вене. Ранее считалось, что на нем изображена Екатерина Арагонская, но теперь героиня идентифицирована как Мария Тюдор, позже ставшая королевой Франции и герцогиней Саффолк.

Книга примечательна и отсылками к политике того времени, что нехарактерно для публикаций об искусстве эпохи Тюдоров. Возможно, это было и к лучшему: к чему очередной обзор терзаний Генриха VIII в поисках детородной жены или описание физического состояния Елизаветы I? Тем не менее еще предстоит каким-то образом преодолеть различия, которые по-прежнему существуют между исследованиями в разных сферах истории, будь то уточнение отдельных биографий и осмысление политики в целом, разница в подходах к литературе и искусству или несхожие ракурсы рассмотрения архитектуры и материального мира королевского двора.

Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда. Фото: The Met
Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда.
Фото: The Met

Возможно, задача объединения этих направлений анализа могла бы подсказать и новое направление в исследованиях эпохи Тюдоров. Таким образом, хоть эта книга и предлагает ценную информацию об искусстве, дизайне и межкультурных связях, все еще остаются возможности рассказать гораздо больше о тюдоровском мире и людях, его населявших.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+