18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Искусство на несекретной службе их величеств

Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент. Фото: The Met
Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент.
Фото: The Met
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Как династия Тюдоров использовала материальное великолепие для укрепления монаршей власти, рассказывает каталог выставки, турне которой проходит сейчас в США

Успех недавней выставки «Тюдоры. Искусство и величие в Англии эпохи Возрождения» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и ее последующее открытие в Художественном музее Кливленда (до 14 мая) — уместный повод для вопроса: осталось ли что-нибудь недосказанное о Тюдорах?

Приуроченный к выставкам каталог состоит из девяти глав и сопровождается аннотациями к экспонатам. Благодаря усилиям кураторов Метрополитен-музея Элизабет Клиланд и Адама Икера здесь отражены самые разные аспекты заявленной темы. Любой, кто интересуется периодом правления Тюдоров, наверняка захочет приобрести эту книгу, но побудит ли она к дальнейшим исследованиям — ответ на этот вопрос не столь очевиден.

«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке
«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке

Статьи и эссе рассматривают связи между декоративным и изобразительным искусством, которое тюдоровские монархи использовали в качестве средства легитимации и укрепления своей власти. Но это не новость для тех, кто хоть немного осведомлен об успехах королевской пропаганды и традиции Тюдоров украшать здания своими эмблемами. Более удивительным выглядит масштаб воспевания их деятельности в континентальной Европе, что косвенно отражается и в «Портрете Елизаветы I с решетом» Квентина Массейса Младшего, и в изображениях двора Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна.

Мы также получаем представление о практических аспектах обеспечения монаршего величия, узнавая, например, о том, как витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже доставляли туда из Антверпена.

Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского. Фото: The Met
Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского.
Фото: The Met

Приведены здесь и результаты недавних исследований. В частности, переатрибутирован портрет молодой женщины из Музея истории искусств в Вене. Ранее считалось, что на нем изображена Екатерина Арагонская, но теперь героиня идентифицирована как Мария Тюдор, позже ставшая королевой Франции и герцогиней Саффолк.

Книга примечательна и отсылками к политике того времени, что нехарактерно для публикаций об искусстве эпохи Тюдоров. Возможно, это было и к лучшему: к чему очередной обзор терзаний Генриха VIII в поисках детородной жены или описание физического состояния Елизаветы I? Тем не менее еще предстоит каким-то образом преодолеть различия, которые по-прежнему существуют между исследованиями в разных сферах истории, будь то уточнение отдельных биографий и осмысление политики в целом, разница в подходах к литературе и искусству или несхожие ракурсы рассмотрения архитектуры и материального мира королевского двора.

Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда. Фото: The Met
Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда.
Фото: The Met

Возможно, задача объединения этих направлений анализа могла бы подсказать и новое направление в исследованиях эпохи Тюдоров. Таким образом, хоть эта книга и предлагает ценную информацию об искусстве, дизайне и межкультурных связях, все еще остаются возможности рассказать гораздо больше о тюдоровском мире и людях, его населявших.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+