18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дубай: футуристичный портал в мир искусства «глобального Юга»

Здание Музея будущего. Фото: Wirestock, Inc./Alamy/Legion Media
Здание Музея будущего.
Фото: Wirestock, Inc./Alamy/Legion Media
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Крупнейший город ОАЭ таит немало сюрпризов для тех, кому интересно открыть для себя культуру и историю Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии, а также познакомиться с особенностями современного искусства в регионе

Дубай сегодня — это не только финансовый и торговый центр Объединенных Арабских Эмиратов, но и новый плавильный котел, новый Вавилон, куда съезжаются предприниматели, крипто- и NFT-энтузиасты всех мастей, мультимедийные художники и креативные агентства, не говоря уже о туристах. Город на 85% состоит из экспатов, и это заметно по тому, сколько языков можно услышать на улице. Русской речи за последнее время стало заметно больше. Прежде всего город славится своими ультрароскошными гостиницами, гигантскими шопинг-моллами, ресторанами, да и в целом имиджем потребительского рая. Для культурных путешественников ОАЭ не приоритетное направление, хотя здесь есть что посмотреть, если не ограничиваться одним Дубаем, а съездить в соседние эмираты Абу-Даби и Шарджа.

Дубай как поселение возник в начале XIX века. Здесь жило чуть больше 1 тыс. человек, большинство которых занимались ловлей жемчуга (судя по историческим хроникам, жемчуг здесь добывали еще в XVI веке и продавали венецианским купцам). Удачное расположение позволило эмирату вести международную торговлю, так что к началу ХХ века Дубай стал одним из важнейших портов Персидского залива, а население его составляло уже более 10 тыс. Добыча и экспорт жемчуга процветали до 1930-х годов, пока в Японии не научились выращивать жемчуг искусственно. Последовала долгая рецессия, потом в конце 1960-х здесь нашли нефть и начали развивать туризм.

Увидеть, как Дубай выглядел до того, как здесь стали вырастать небоскребы, можно в историческом районе Аль-Фахиди (или Аль-Бастакия). Самое старое здание здесь — одноимен­ный форт, построенный в 1787 году как укрепленная резиденция монарха, позже использовавшийся как арсенал и тюрьма. В 1971 году, в год основания государства ОАЭ, в здании форта открыли музей Дубая. Сейчас он закрыт на реконструкцию, но можно зайти внутрь крепостных стен и вдохнуть редкую здесь пыль истории.

Исторический район Аль-Фахиди. Фото: Legion Media
Исторический район Аль-Фахиди.
Фото: Legion Media

Недалеко от форта находится дом шейха Саида аль Мактума, построенный в 1896 году и с тех пор неоднократно подвергавшийся реновациям. Тут родился нынешний правитель Дубая, вице-президент и премьер-министр ОАЭ шейх Мухаммед ибн Рашид аль Мактум. По дому можно бродить из комнаты в комнату, разглядывать предметы быта и интерьера, выходить во внутренние дворики или подняться на террасу, откуда открывается красивый вид на канал Дубай-Крик.

В Аль-Фахиди сохранились (хотя многое построено заново) здания в традиционном арабском стиле, для строительства которых использовали песчаник, гипс, тик, сандаловую и пальмовую древесину. Характерный элемент этих домов — ветряные башни (barjeel), сконструированные так, чтобы ветер попадал в помещение и охлаждал его. Для дубайского климата, где летом температура может достигать 50 градусов по Цельсию, это изобретение необходимое, и даже сегодня архитекторы используют барджили. Например, в одном из иконических дубайских отелей Madinat Jumeirah в традиционном арабском стиле — ветряные башни там используются для охлаждения наряду с современными кондиционерами. В одном из таких традиционных домов находится первая в Дубае галерея современного искусства Majlis, которую в 1989 году открыла британка Элисон Коллинc. Галерея интересна в качестве примера того, как экспаты, приехав в Дубай на пару лет, задерживаются тут на десятилетия, а их дело становится частью местного культурного ландшафта.

Нагулявшись по историческому центру, нужно дойти до набережной Крик и причала с деревянными лодками «абрами», которые курсируют по каналу между Аль-Фахиди и Дейрой, другой старой частью Дубая. Поездка на абре — лучшее вложение 1 дирхама и самое дешевое классное развлечение в Дубае. Лучше всего оказаться здесь на закате и во время поездки любоваться видом на город с силуэтами барджилей, минаретов на фоне небоскребов.

Традиционные деревянные лодки на канале. Фото: Findlay/Alamy/Legion Media
Традиционные деревянные лодки на канале.
Фото: Findlay/Alamy/Legion Media

Оказавшись в Дейре, вы попадете в круговорот непрекращающейся торговли всем на свете. В одном квартале продают только арабскую парфюмерию, в другом — только специи, в третьем — только лампы. Главным центром притяжения туристов является Золотой рынок (Gold Souk), где от количества золота и драгоценных камней может заболеть голова, но увидеть это определенно стоит. Гуляя по одной из центральных улиц района — Аль-Ригга, можно увидеть, каким Дубай был в 1970–1980-х и какой он уютный и «человечный».

Основная деловая и светская жизнь современного Дубая XXI века происходит в Даунтауне и Финансовом центре (DIFC). Здесь сосредоточены офисы и штаб-квартиры международных компаний, здесь высится 828-метровая спица небоскреба Бурж-Халифа, а у его подножия раскинулись гигантский Dubai Mall с аквариумом и танцующими фонтанами и концертный зал Dubai Opera. Именно в DIFC открыли представительства аукционные дома Sotheby’s и Christie’s и регулярно проводят предаукционные выставки. Здесь же с осени 2022 года осваивает свое дубайское пространство международная галерея Perrotin. Новый знаковый символ города — Музей будущего, открытый во время Экспо-2020. Внутри семь этажей с футуристичным дизайном и образовательно-развлекательными экспозициями. Будущее полно неизвестности, и эта мысль метафорически обыграна пустотой в центре здания в форме тора.

Вид на Дубай с высоты птичьего полета. Фото: Сергей Майоров/Фотобанк Лори/Legion Media
Вид на Дубай с высоты птичьего полета.
Фото: Сергей Майоров/Фотобанк Лори/Legion Media

Есть в Дубае и музей современного искусства. Попасть в него можно, всего лишь оторвавшись ненадолго от чтения этой статьи, потому что в «городе будущего» и институциональный музей инновационный. В 2021 году правительство Дубая и местный департамент культуры (Dubai Culture & Arts Authority) запустили виртуальный музей The Dubai Collection, экспозицию которого составляют свыше 700 работ художников региона — от «модернистов Персидского залива» до молодых эмиратских авторов. Все они — из коллекций более 50 частных и корпоративных патронов музея, которые предоставляют ему право на демонстрацию произведений онлайн, оставляя оригиналы у себя (и иногда выдавая их на выставки).

Ехать в Дубай для знакомства с современным искусством лучше в начале марта, когда в городе проходит ярмарка Art Dubai, которая специализируется на показе художников Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии и в целом «глобального Юга». То, что на Art Basel или Frieze представлено примерно 5% содержания и подано как экзотика, на Art Dubai — основной контент, за которым сюда и едут коллекционеры. На ярмарке есть секция Bawwaba, что по-арабски означает «ворота» или «портал», полностью посвященная новым работам молодых художников «глобального Юга». Арт-сезон в Дубае начинается с конца октября и сворачивается с завершением ярмарки. В остальные месяцы здесь слишком жарко — не только для походов по галереям, но и просто для выхода из кондиционированного помещения. 


Альсеркаль-авеню и Аль-Хайат-арт-авеню

Альсеркаль-авеню. Фото: Cemal Emden/Aga Khan Trust for Culture
Альсеркаль-авеню.
Фото: Cemal Emden/Aga Khan Trust for Culture

В индустриальном районе Аль-Куз находится «дубайский „Винзавод“» — модный квартал с галереями современного искусства, дизайнерскими шоурумами и кафе. Из его галерей-резидентов стоит обратить внимание на Carbon 12, Grey Noise, Lawrie Shabibi, Leila Heller, Third Line. Недавно свое пространство здесь открыл Гари Татинцян. Арт-джентрификация района Аль-Куз продолжается и за пределами Альсеркаль-авеню: в двух шагах от него находятся галерея NIKA Project Space (открытая галеристкой из Санкт-Петербурга) и галерея с магазином винила Efie (ее владельцы — семья из Ганы).


Jameel Arts Centre

Центр современного искусства Jameel. Фото: Jameel Arts Centre
Центр современного искусства Jameel.
Фото: Jameel Arts Centre

Частный центр современного искусства Jameel — образцово-показательное арт-пространство и независимая институция, которая, помимо выставок, проводит образовательные программы по изучению художественных практик Ближнего Востока и близлежащих регионов, опен-коллы для художников и кураторов, занимается поддержкой культурного сообщества и детским арт-просвещением. Посетить Jameel стоит как минимум ради того, чтобы увидеть, как тонко продуманная архитектура и ландшафтный дизайн усиливают впечатление от похода в музей.


Лувр — Абу-Даби

Здание Лувра — Абу-Даби. Фото: Лувр — Абу-Даби
Здание Лувра — Абу-Даби.
Фото: Лувр — Абу-Даби

Здание Лувра — Абу-Даби на острове Саадият по проекту Жана Нувеля — безусловная архитектурная достопримечательность ОАЭ. Под ажурным серебристым куполом (который весит как Эйфелева башня) выставлено около 300 шедевров, арендованных в парижских музеях, а также показываются временные выставки в диапазоне от импрессионистов до феномена болливудского кино. После выставок можно отправиться на прогулку на каяках вокруг здания и рассмотреть его со всех сторон. К 2025 году в Абу-Даби планируют закончить еще один мегамузей — Гуггенхайм по проекту Фрэнка Гери.


Sharjah Art Foundation

Sharjah Art Foundation. Фото: Биеннале современного искусства в Шардже
Sharjah Art Foundation.
Фото: Биеннале современного искусства в Шардже

Главная культурная институция в эмирате Шарджа располагается в старой части города и с момента основания в 2009 году занимается продвижением визуального, перформативного, театрального и музыкального искусства. Сюда привозили выставки Джона Акомфра, Уильяма Кентриджа, Яёи Кусамы, здесь устраивали спектакль-променад Remote немецкой группы Rimini Protokol. Это также главная площадка Биеннале современного искусства в Шардже, которая в 2023 году проходит под названием «Историческое мышление в настоящем» (его предложил Оквуи Энвезор, куратор 15-го выпуска биеннале).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+