18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

И в Ватикане неспокойно: что не так с коллекцией умершего папского каноника

В 2020 г. каноник Микеле Бассо пожертвовал свою сомнительную коллекцию Фабрике Святого Петра. Фото: Caleb Miller
В 2020 г. каноник Микеле Бассо пожертвовал свою сомнительную коллекцию Фабрике Святого Петра.
Фото: Caleb Miller
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

После смерти каноника Римской курии Микеле Бассо его коллекция искусства оказалась в центре скандала. Один из предметов в ней — кратер Евфрония — может стать аргументом в споре о реституции между Италией и США

Смерть пожилого каноника Римской курии монсеньора Микеле Бассо в начале года привлекла внимание к его загадочной коллекции произведений искусства. Интересно, как он заполучил эти вещи, одна из которых — предположительно, копия драгоценной греческой вазы — может разжечь давний спор о реституции художественных ценностей между Италией и США.

По слухам, Бассо, археолог-любитель и искусствовед, участвовал в раскопках, которые велись под собором Святого Петра. Он написал несколько археологических исследований, был архивариусом Фабрики Святого Петра (ведомства, которое занимается восстановлением одноименного собора) и камергером Капитула Святого Петра, состоящего из коллегии священников, назначенных папой в качестве каноников.

В 2000 году Бассо подозревали в мошенничестве, дело рассматривалось в прокуратуре Рима. Произошло это после того, как каноник якобы пытался продать подделки по фальшивым документам. Ему устроили проверку. В результате назначенный судом инспектор Марио Парраччиани заключил, что «подозрительные» картины и древности являются подлинными. Тогда же он подтвердил, что в коллекции Бассо, насчитывающей порядка 70 предметов, есть работы Гверчино и Джамболоньи, Маттия Прети и Пьетро да Кортона, а также статуя Сан-Джованнино XVI века из школы Микеланджело и ваза, носящая имя древнегреческого художника Евфрония. До 2020 года они хранились в доме Бассо недалеко от собора Святого Петра, после чего тот пожертвовал их Фабрике Святого Петра. Тогда же папа Франциск инициировал внутренний финансовый аудит счетов этого учреждения.

Кратер, датируемый 515 годом до н.э. и атрибутируемый Ефронию. Photo: Dario Pignatelli/REUTERS
Кратер, датируемый 515 годом до н.э. и атрибутируемый Ефронию. Photo: Dario Pignatelli/REUTERS

Считается, что Бассо не был настолько богат, чтобы самостоятельно приобретать такие произведения искусства. «Он не был ни состоятельным промышленником, ни графом, — рассказывает The Art Newspaper Франка Джансольдати, журналистка итальянской газеты Il Messaggero. — Напротив, он происходил из очень простой семьи: его мать работала сиделкой». По словам Джансольдати, в 2021 году в интервью Бассо уверял ее, что произведения искусства ему подарили «разные щедрые люди».

То же утверждал и адвокат Бассо, Лоренцо Контрада. Он сообщил крупнейшей итальянской ежедневной газете Corriere della Sera, что работы канонику подарили «другие прелаты, которые, в свою очередь, получили их от прихожан, не имеющих наследников». Каноник, по его словам, хотел продать коллекцию, чтобы собрать средства на строительство больницы в Тиране.

Джансольдати утверждает, что Ватикан предпочитает «хранить гробовое молчание», когда речь заходит о коллекции. Не получается: уже вовсю обсуждается судьба кратера, датированного 515 годом до н.э. и атрибутируемого Евфронию — крупнейшему древнегреческому вазописцу и гончару. Артефакт был приобретен в 1972 году за $1,2 млн торговцем антиквариатом Робертом Э.Хехтом для Метрополитен-музея. Объект вернули Италии в 2008 году, после того как местные власти заявили, что кратер Евфрония, обнаруженный на этрусском кладбище недалеко от Рима в 1971 году, попал в руки черных археологов.

Итальянские новостные агентства сообщают, что копия Бассо датируется XIX веком. Это означает, что оригинальный кратер мог быть раскопан до 1909 года, то есть еще до того, как Италия ввела запрет на незаконный вывоз культурно значимых ценностей. Если это подтвердится, Метрополитен-музей сможет потребовать вернуть предмет. На запрос The Art Newspaper о комментарии музей не ответил.

Этрусский кратер  (515 г. до н.э.) был возвращен в Италию в 2008 году Метрополитен-музеем. Фото: Vatican museums
Этрусский кратер (515 г. до н.э.) был возвращен в Италию в 2008 году Метрополитен-музеем.
Фото: Vatican museums

Однако Маурицио Пеллегрини, археолог-юрист, расследовавший известные преступления в области искусства, в интервью заявил, что копия Бассо могла быть изготовлена и в ХХ веке, что не мешало выдавать ее при продаже за произведение XIX века. Как вариант, предполагает он, кратер может быть копией другой вазы Евфрония. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+