18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В экспозиции Русского музея появилось место для авторской «кухни»

Экспозиция Русского музея в корпусе Бенуа.       Фото: Государственный Русский Музей
Экспозиция Русского музея в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В Корпусе Бенуа с недавних пор действует новое экспозиционное пространство. Нынешний формат зала № 80 предназначен для предъявления малоизвестных граней творчества художников, представленных в коллекции музея

Как раздвинуть уже имеющиеся музейные залы и показать посетителям те аспекты работы художника, которые совсем или почти незаметны в постоянной экспозиции? Этими вопросами озабочены многие музейные сотрудники, но расширить внутреннее пространство, не меняя его масштабов, мало кому удается.

Теперь в центре зала № 80 в Корпусе Бенуа, где представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Павла Филонова и других художников первой половины XX века, организовано дополнительное выставочное пространство.

Новый зал в корпусе Бенуа открылся выставкой Александра Самохвалова, включающей его живописные и скульптурные эскизы. Фото: Государственный Русский Музей
Новый зал в корпусе Бенуа открылся выставкой Александра Самохвалова, включающей его живописные и скульптурные эскизы.
Фото: Государственный Русский Музей

«Наконец-то реализовалась давняя мечта сотрудников отдела живописи — иметь в составе постоянной экспозиции уголок для маневров, который дает возможность регулярно ее обновлять, ничего не меняя в расположении работ, — рассказала нашему изданию Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник фонда живописи XX — начала XXI века. — Здесь мы будем детально знакомить с гранями мастерства художника, которые не увидеть в работах постоянной экспозиции, но которые важны для понимания его творчества».

Еще в 1990-е годы в ходе очередной реконструкции Корпуса Бенуа в центре зала № 80 появилось временное сооружение, напоминавшее беседку со сквозным проходом. Сначала в ней установили панели с видео­материалами, тематически связанными с экспозицией. Очень скоро панели вышли из строя, беседка пустовала, потом в ней устроили магазин сувениров. Что вызывало недоумение и раздражение у сотрудников: на лестничной площадке перед входом в залы уже есть магазин, а в залах и так не хватает места для ценных экспонатов.

Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский Музей
Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей

Возникла идея изменить функцию этой конструкции. «Фактически это расширение экспозиции за счет углубленной подачи материала, — говорит Егор Могилевский, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Мы предложили устраивать тут выставки из предметов, которые что-то уточняют, делают более выпуклыми детали, образ творца. Чтобы у зрителей складывалось полное впечатление от художника, эпохи и всей экспозиции».

Решили начать с работ Александра Самохвалова (1894–1971): на первой выставке представили семь эскизов к его неосуществленной картине «Радость жизни», два пейзажа, миниатюрную скульптуру и три крупных живописных полотна, выполненных в 1920–1930-е годы. А также обширную аннотацию с цитатами из дневниковых записей художника, в которых он детально рассказывает о своем замысле.

Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский Музей
Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей

Выставка продлится до конца года, затем ей на смену придут другие временные экспозиции похожего свойства. «Уже есть идея показать здесь петербургские работы Бориса Ермолаева, — делится планами Егор Могилевский, — или работы из африканского цикла Кузьмы Петрова-Водкина, которые вообще очень редко демонстрируются».  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+