18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В экспозиции Русского музея появилось место для авторской «кухни»

Экспозиция Русского музея в корпусе Бенуа.       Фото: Государственный Русский Музей
Экспозиция Русского музея в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В Корпусе Бенуа с недавних пор действует новое экспозиционное пространство. Нынешний формат зала № 80 предназначен для предъявления малоизвестных граней творчества художников, представленных в коллекции музея

Как раздвинуть уже имеющиеся музейные залы и показать посетителям те аспекты работы художника, которые совсем или почти незаметны в постоянной экспозиции? Этими вопросами озабочены многие музейные сотрудники, но расширить внутреннее пространство, не меняя его масштабов, мало кому удается.

Теперь в центре зала № 80 в Корпусе Бенуа, где представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Павла Филонова и других художников первой половины XX века, организовано дополнительное выставочное пространство.

Новый зал в корпусе Бенуа открылся выставкой Александра Самохвалова, включающей его живописные и скульптурные эскизы. Фото: Государственный Русский Музей
Новый зал в корпусе Бенуа открылся выставкой Александра Самохвалова, включающей его живописные и скульптурные эскизы.
Фото: Государственный Русский Музей

«Наконец-то реализовалась давняя мечта сотрудников отдела живописи — иметь в составе постоянной экспозиции уголок для маневров, который дает возможность регулярно ее обновлять, ничего не меняя в расположении работ, — рассказала нашему изданию Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник фонда живописи XX — начала XXI века. — Здесь мы будем детально знакомить с гранями мастерства художника, которые не увидеть в работах постоянной экспозиции, но которые важны для понимания его творчества».

Еще в 1990-е годы в ходе очередной реконструкции Корпуса Бенуа в центре зала № 80 появилось временное сооружение, напоминавшее беседку со сквозным проходом. Сначала в ней установили панели с видео­материалами, тематически связанными с экспозицией. Очень скоро панели вышли из строя, беседка пустовала, потом в ней устроили магазин сувениров. Что вызывало недоумение и раздражение у сотрудников: на лестничной площадке перед входом в залы уже есть магазин, а в залах и так не хватает места для ценных экспонатов.

Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский Музей
Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей

Возникла идея изменить функцию этой конструкции. «Фактически это расширение экспозиции за счет углубленной подачи материала, — говорит Егор Могилевский, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Мы предложили устраивать тут выставки из предметов, которые что-то уточняют, делают более выпуклыми детали, образ творца. Чтобы у зрителей складывалось полное впечатление от художника, эпохи и всей экспозиции».

Решили начать с работ Александра Самохвалова (1894–1971): на первой выставке представили семь эскизов к его неосуществленной картине «Радость жизни», два пейзажа, миниатюрную скульптуру и три крупных живописных полотна, выполненных в 1920–1930-е годы. А также обширную аннотацию с цитатами из дневниковых записей художника, в которых он детально рассказывает о своем замысле.

Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский Музей
Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей

Выставка продлится до конца года, затем ей на смену придут другие временные экспозиции похожего свойства. «Уже есть идея показать здесь петербургские работы Бориса Ермолаева, — делится планами Егор Могилевский, — или работы из африканского цикла Кузьмы Петрова-Водкина, которые вообще очень редко демонстрируются».  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+