18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В одном клике от понимания и в шаге от доступности

Галина Шипунова. «Автопортрет». 2021. Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
Галина Шипунова. «Автопортрет». 2021.
Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Первый в России государственный музей современного искусства открылся отнюдь не в столицах, а в городе Сосновый Бор, расположенном в 80 км от Петербурга. Теперь, спустя годы, институция оказалась на пороге неизбежных реформ и концептуальных решений

Это было в далеком и почти уже легендарном 1991 году. Полное название учреждения — Сосновоборский художественный музей современного искусства — сейчас выглядит архаичным, но тогда оно подчеркивало энтузиазм всеобщего обновления. Прошла целая эпоха. Теперь новая команда, недавно пришедшая в музей, думает над его новой концепцией и миссией.

Советское плановое хозяйство требовало музеев. Когда в центре Соснового Бора строились десятиэтажные кирпичные жилые башни, между двумя из них запроектировали одноэтажное музейное здание.

Здание Сосновоборского художественного музея современного искусства. Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
Здание Сосновоборского художественного музея современного искусства.
Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства

Еще в 1988 году местные власти обратились в Ленинградское отделение Союза художников, которым тогда руководил известный скульптор Михаил Аникушин, с просьбой предоставить произведения. Через два министерства культуры — СССР и РСФСР — была проведена закупка. Сегодняшняя коллекция графики в музее почти вся оттуда: офорты из серии «1941–1945» Александра Харшака, эскизы иллюстраций к «Приключениям барона Мюнхгаузена» Михаила Майофиса, линогравюры Олега Почтенного из серии «Современный Ленинград», литографии Владимира Ветрогонского и Алексея Пахомова, произведения Бориса Власова, Веры Матюх, Михаила Скуляри, работавших в Экспериментальной литографской мастерской в Ленинграде. Живописцы были представлены скромнее: по одной-две картины Ивана Годлевского, Марии Клещар-Самохваловой, Юрия Непринцева, Петра Оссовского, Марины Тиме (Блок), Бориса Шаманова, Татьяны Яблонской.

Экспозиция Сосновоборского художественного музея современного искусства. Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
Экспозиция Сосновоборского художественного музея современного искусства.
Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства

Музей мог бы стать еще одним в ряду множества ему подобных, разбросанных по всей необъятной стране, но Сосновому Бору повезло: с первого дня на целых 32 года институцию возглавила Зинаида Долгополова, дружившая с петербургским сквотом на Пушкинской улице, 10. В начале 1990-х годов его художники только выходили из полуподпольного существования, нынешний арт-центр появится позже. Постепенно коллекция музея пополнилась картинами Баби Бадалова, Виктора Кузнецова (Гипер-Пупер), Виктора Мымрина, дуэта Сергей Друзяка — Сергей Литвинов. Жаль, что сосновоборцам не достался Тимур Новиков. А еще Зинаида Степановна взяла на постоянное хранение наследие художников Ольги Азовой и Александра Лепетченко, которое могло погибнуть.

Позже музей продолжал пополняться, приобрел картины известных петербургских художников: «Катарсис» Глеба Богомолова, «Элизиум» Рашида Доминова, диптих Петра Татарникова «Из жизни морковок», коллаж Ивана Сотникова «Часы». Помогали петербургский ЦВЗ «Манеж» и другие коллеги. Сейчас основной фонд музея составляет 2,5 тыс. экспонатов, а вместе с научно-вспомогательной коллекцией — 8 тыс.

Баби Бадалов. «Кружева». 1989. Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
Баби Бадалов. «Кружева». 1989.
Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства

В 2022 году бессменный директор музея ушла, как принято говорить, на заслуженный отдых. И перед новой командой, возглавляемой Анастасией Коноваловой, встал нелегкий вопрос о том, как жить дальше.

«Сейчас название музея уже не отвечает его содержанию. Правильным было бы „Музей искусства 1960–1990-х годов“. Стремиться ли отвечать названию и попытаться собирать новейшие течения? Но надо учитывать, что Сосновый Бор — город атомщиков. Здесь живет образованный, продвинутый зритель. Для него сесть в машину и съездить в Петербург посмотреть музеи, их выставки — не проблема», — размышляет Анастасия Коновалова.

«Любой человек сейчас находится в одном клике от искусства. Наша задача — предлагать пришедшему в музей интересные ходы, послания», — соглашается Сергей Шитов, научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области, куда входит сосновоборский музей.

Экспозиция Сосновоборского художественного музея современного искусства. Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
Экспозиция Сосновоборского художественного музея современного искусства.
Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства

Сегодня над концепцией и миссией музея думает его небольшой штат, состоящий из пяти человек, а также научные сотрудники агентства. Они поставили себе срок для принятия решения — 2023 год. Пока же предъявляют публике выставки произведений из фондов, которые давно не показывались. Сейчас здесь идет «Портрет и натюрморт. Сближение», куратором которой стал Сергей Шитов. «На примере позднесоветского искусства и позднего андерграунда с их отсылками к Джорджо де Кирико, Анри Матиссу, Фрэнсису Бэкону мы показываем сближение портрета и натюрморта. Портрет развоплощается, натюрморт очеловечивается», — рассказывает он. Областное музейное агентство, в частности, предоставило на выставку картины петербургских классиков ХХ века Боба Кошелохова и Геннадия Устюгова.

Экспозиция Сосновоборского художественного музея современного искусства. Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства
Экспозиция Сосновоборского художественного музея современного искусства.
Фото: Сосновоборский художественный музей современного искусства

Между тем Анастасия Коновалова, заведующая сосновоборским музеем, не перестает думать про его задачи.

«Мне представляется важным не столько сделать искусство в шаговой доступности, сколько сделать в шаговой доступности понимание искусства. Чтобы зритель был уверен: он имеет полное право анализировать и оценивать произведения, пропускать их через свое собственное видение. Только так мы сможем привлечь новую публику в музей. За 20 лет преподавания я постоянно слышала: „Я далек от искусства, не понимаю его, поэтому не берусь оценивать“. Дискуссии, обсуждения, горячие споры по поводу увиденного вместо благоговейной тишины — вот что должно стать привычным в наших залах. Тогда их участники расскажут о музее детям, еще не посещавшим нас, в кругу своих знакомых, в социальных сетях и так далее. Когда человек перестает бояться искусства, тогда у него возникает желание узнать что-то новое». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+