18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Главном штабе началась большая реэкспозиция

Изменение развески работ постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Изменение развески работ постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

В постоянной экспозиции четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа происходят перемены. Это связано с возвращением из выставочного турне произведений из коллекции Щукина и Морозова, которые теперь хотят представить максимально выигрышно

Начались и будут до конца года происходить серьезные изменения в развеске работ в эрмитажных залах восточного крыла Главного штаба, посвященных западноевропейскому искусству второй половины XIX — начала XX века, в том числе и в галерее Щукина — Морозова. Это, по мнению специалистов, позволит восстановить историческую логику, гармонизировать экспозицию, сделать ее более яркой и привлекательной для посетителей.

Постоянная экспозиция Главного штаба Эрмитажа. Фото: Наталья Шкуренок
Постоянная экспозиция Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Наталья Шкуренок

Здания вокруг Дворцовой площади, от Зимнего дворца до Главного штаба, которые занимает сейчас Государственный Эрмитаж, строились совсем не для музейных нужд, что на протяжении всей истории крупнейшего российского музея создавало немало проблем для экспонирования шедевров мировой живописи и скульптуры. Некоторые предметы, как, например, многометровые полотна Пьера Боннара, физически не помещались в залах третьего этажа Зимнего дворца, где была представлена живопись конца XIX — начала XX века до переезда ее в Восточное крыло Главного штаба.

Переезд произошел почти десять лет назад, и, чтобы окончательно освоить эти новые для Эрмитажа пространства, специально переоборудованные под музейные нужды, потребовалось много лет — все это время залы и экспонаты приспосабливались друг к другу.

Перенос полотна в экспозицию Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Перенос полотна в экспозицию Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«Обживать Главный штаб было непросто, поскольку его интерьеры кардинально отличаются от простой и ясной планировки третьего этажа Зимнего дворца, — рассказал нам Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейской живописи. — Кроме того, экспонатам всегда нужно сначала „завоевать“ территорию, „привыкнуть“ к новым стенам. В 2014 году, когда формировалась нынешняя экспозиция Главного штаба, мы сделали максимум того, что могли тогда. Но на тот момент у нас не было опыта работы в этих помещениях, что очень важно для оптимальной развески. Сейчас этот опыт появился».

Реконструкция и приспособление Восточного крыла Главного штаба под музейную коллекцию завершились осенью 2013 года, до конца 2014 года предметы переезжали из Зимнего дворца в новые помещения, окончательный на тот момент вариант экспозиции сложился только к лету 2015 года. С тех пор в Штабе не было больших экспозиционных движений.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Но с сентября 2016 года до октября 2022-го начались и шли грандиозные гастроли экспонатов из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова — серия выставок в парижском фонде Louis Vuitton, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Эрмитаже (проект был отмечен в этом году специальной премией The Art Newspaper Russia). За то время, пока экспонаты побывали в Париже, а потом гостили друг у друга, эрмитажные искусствоведы пришли к окончательному решению, как должна быть представлена коллекция искусства второй половины XIX — начала XX века в пространстве четвертого этажа Главного штаба. И с конца 2022 года на четвертом этаже начались «большие маневры» — новая развеска экспонатов.

Нынешний вариант развески сохранит основные принципы первоначального: хронологический порядок представления мастеров и направлений, монографические залы, каждый из которых, насколько это позволяют фонды, посвящен одному художнику или творческой группе. Новая развеска, по замыслу специалистов, позволит максимально восстановить историческую логику — например, в первоначальном варианте Барбизонская школа была спрятана в глубине экспозиции, теперь она ее открывает. В залах, расположенных параллельно коллекции Щукина и Морозова, представлены художники парижского Салона — к тем картинам, что были тут и раньше, добавят еще ряд произведений.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«В новом варианте развески мы существенно увеличиваем количество работ, — говорит Михаил Дединкин. — И постараемся расположить все так, чтобы зрителям было понятно, как происходила революция во французском и европейском искусстве второй половины XIX века. Здесь очень важна последовательность, и коллекция Эрмитажа позволяет ее проследить практически на всех этапах эффектно и выразительно».

Смысловой центр экспозиции четвертого этажа Главного штаба — галерея Щукина и Морозова — занимает значительную часть внешней, парадной анфилады залов с окнами на Дворцовую площадь. Композиция этих залов во многом сложилась, но и ее ожидают некоторые перемены. Например, пространство вокруг залов с работами Анри Матисса займут другие фовисты. Кроме того, изменится последовательность: немецкое искусство окажется по соседству с залом Кандинского, рядом с залами французского и немецкого искусства расположится раздел символизма. Одну из стен зала итальянской живописи займет гигантская, очень эффектная картина Ренато Гуттузо «Толпа» — она давно не выставлялась, сейчас ее возвращают в постоянную экспозицию.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Будет расширен состав работ зала скандинавской живописи: в нем появятся экспонаты, которые существенно дополнят представление о северных мастерах модерна и символизма. А вот висящая сейчас в этом зале картина Лаурица Регнера Туксена «Венчание императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны» переедет в домовую церковь Зимнего дворца, где и происходило венчание.

В длинном затемненном коридоре, идущем параллельно парадной анфиладе, будет представлена графика. Завершит коридор масштабная скульптура Минервы работы Матюрена Моро. Из этого коридора можно пройти в зал Родена, где стоят несколько его работ. Но если сейчас французской скульптуре отведен лишь один зал, то в новом варианте экспозиции появится целая анфилада с работами французских скульпторов второй половины XIX — начала XX века.

В каждом из залов будет представлена подробная экспликация, в будущем есть планы издать путеводитель по всем залам Главного штаба. Завершить новую развеску экспонатов четвертого этажа предполагается к концу этого года.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+