18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Главном штабе началась большая реэкспозиция

Изменение развески работ постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Изменение развески работ постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

В постоянной экспозиции четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа происходят перемены. Это связано с возвращением из выставочного турне произведений из коллекции Щукина и Морозова, которые теперь хотят представить максимально выигрышно

Начались и будут до конца года происходить серьезные изменения в развеске работ в эрмитажных залах восточного крыла Главного штаба, посвященных западноевропейскому искусству второй половины XIX — начала XX века, в том числе и в галерее Щукина — Морозова. Это, по мнению специалистов, позволит восстановить историческую логику, гармонизировать экспозицию, сделать ее более яркой и привлекательной для посетителей.

Постоянная экспозиция Главного штаба Эрмитажа. Фото: Наталья Шкуренок
Постоянная экспозиция Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Наталья Шкуренок

Здания вокруг Дворцовой площади, от Зимнего дворца до Главного штаба, которые занимает сейчас Государственный Эрмитаж, строились совсем не для музейных нужд, что на протяжении всей истории крупнейшего российского музея создавало немало проблем для экспонирования шедевров мировой живописи и скульптуры. Некоторые предметы, как, например, многометровые полотна Пьера Боннара, физически не помещались в залах третьего этажа Зимнего дворца, где была представлена живопись конца XIX — начала XX века до переезда ее в Восточное крыло Главного штаба.

Переезд произошел почти десять лет назад, и, чтобы окончательно освоить эти новые для Эрмитажа пространства, специально переоборудованные под музейные нужды, потребовалось много лет — все это время залы и экспонаты приспосабливались друг к другу.

Перенос полотна в экспозицию Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Перенос полотна в экспозицию Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«Обживать Главный штаб было непросто, поскольку его интерьеры кардинально отличаются от простой и ясной планировки третьего этажа Зимнего дворца, — рассказал нам Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейской живописи. — Кроме того, экспонатам всегда нужно сначала „завоевать“ территорию, „привыкнуть“ к новым стенам. В 2014 году, когда формировалась нынешняя экспозиция Главного штаба, мы сделали максимум того, что могли тогда. Но на тот момент у нас не было опыта работы в этих помещениях, что очень важно для оптимальной развески. Сейчас этот опыт появился».

Реконструкция и приспособление Восточного крыла Главного штаба под музейную коллекцию завершились осенью 2013 года, до конца 2014 года предметы переезжали из Зимнего дворца в новые помещения, окончательный на тот момент вариант экспозиции сложился только к лету 2015 года. С тех пор в Штабе не было больших экспозиционных движений.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Но с сентября 2016 года до октября 2022-го начались и шли грандиозные гастроли экспонатов из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова — серия выставок в парижском фонде Louis Vuitton, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Эрмитаже (проект был отмечен в этом году специальной премией The Art Newspaper Russia). За то время, пока экспонаты побывали в Париже, а потом гостили друг у друга, эрмитажные искусствоведы пришли к окончательному решению, как должна быть представлена коллекция искусства второй половины XIX — начала XX века в пространстве четвертого этажа Главного штаба. И с конца 2022 года на четвертом этаже начались «большие маневры» — новая развеска экспонатов.

Нынешний вариант развески сохранит основные принципы первоначального: хронологический порядок представления мастеров и направлений, монографические залы, каждый из которых, насколько это позволяют фонды, посвящен одному художнику или творческой группе. Новая развеска, по замыслу специалистов, позволит максимально восстановить историческую логику — например, в первоначальном варианте Барбизонская школа была спрятана в глубине экспозиции, теперь она ее открывает. В залах, расположенных параллельно коллекции Щукина и Морозова, представлены художники парижского Салона — к тем картинам, что были тут и раньше, добавят еще ряд произведений.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«В новом варианте развески мы существенно увеличиваем количество работ, — говорит Михаил Дединкин. — И постараемся расположить все так, чтобы зрителям было понятно, как происходила революция во французском и европейском искусстве второй половины XIX века. Здесь очень важна последовательность, и коллекция Эрмитажа позволяет ее проследить практически на всех этапах эффектно и выразительно».

Смысловой центр экспозиции четвертого этажа Главного штаба — галерея Щукина и Морозова — занимает значительную часть внешней, парадной анфилады залов с окнами на Дворцовую площадь. Композиция этих залов во многом сложилась, но и ее ожидают некоторые перемены. Например, пространство вокруг залов с работами Анри Матисса займут другие фовисты. Кроме того, изменится последовательность: немецкое искусство окажется по соседству с залом Кандинского, рядом с залами французского и немецкого искусства расположится раздел символизма. Одну из стен зала итальянской живописи займет гигантская, очень эффектная картина Ренато Гуттузо «Толпа» — она давно не выставлялась, сейчас ее возвращают в постоянную экспозицию.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Будет расширен состав работ зала скандинавской живописи: в нем появятся экспонаты, которые существенно дополнят представление о северных мастерах модерна и символизма. А вот висящая сейчас в этом зале картина Лаурица Регнера Туксена «Венчание императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны» переедет в домовую церковь Зимнего дворца, где и происходило венчание.

В длинном затемненном коридоре, идущем параллельно парадной анфиладе, будет представлена графика. Завершит коридор масштабная скульптура Минервы работы Матюрена Моро. Из этого коридора можно пройти в зал Родена, где стоят несколько его работ. Но если сейчас французской скульптуре отведен лишь один зал, то в новом варианте экспозиции появится целая анфилада с работами французских скульпторов второй половины XIX — начала XX века.

В каждом из залов будет представлена подробная экспликация, в будущем есть планы издать путеводитель по всем залам Главного штаба. Завершить новую развеску экспонатов четвертого этажа предполагается к концу этого года.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+