18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция князей Юсуповых отправилась на гастроли в Серпухов

Клод Жозеф Верне. «Кораблекрушение». II треть XVIII в. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Клод Жозеф Верне. «Кораблекрушение». II треть XVIII в.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей принимает живопись, графику и скульптуру из Музея-усадьбы Архангельское, рассказывающие о ярких представителях рода ее основателей

Основу выставки «Юсуповы. Род, история, коллекции» составили 500 экспонатов из музея-усадьбы «Архангельское». Если учесть, что Серпуховский историко-художественный музей возник на основе коллекции купчихи Анны Мараевой (1845–1928) и располагается в мараевском же особняке (творении архитектора Романа Клейна, автора здания московского магазина «Мюр и Мерилиз» — ныне ЦУМ, и Музея изящных искусств, ныне ГМИИ), то дополнительный эффект выставки заключается в смешении контекстов: предметы аристократического быта представлены в эклектичных купеческих интерьерах.

Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Из Архангельского в Серпухов приехали западноевропейская живопись, графика, скульптура, фарфор, хрусталь, художественная бронза и важные мемориальные вещи, как то: бювар Зинаиды Юсуповой, рисунки Феликса Юсупова и его супруги Ирины, урожденной княжны императорской крови Романовой, полиграфическое клише для первой публикации пушкинского стихотворения «К вельможе» (его поэт посвятил Николаю Борисовичу Юсупову-старшему) и многое другое.

На выставке род Юсуповых предстает в выигрышном свете: каждое поколение чтило предков и хранило о них память, все Юсуповы горячо любили родину, все они обладали хорошим вкусом и окружали себя красивыми вещами и произведениями искусства. И наконец, оказавшись в эмиграции, как написано в пресс-релизе, «в условиях резкого перелома судьбы» Юсуповы продемонстрировали «стойкость».

Тарелка декоративная с видом на мечеть Коккоз Джами. Мейсенский фарфоровый завод. 1900–1910-е. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Тарелка декоративная с видом на мечеть Коккоз Джами. Мейсенский фарфоровый завод. 1900–1910-е.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Выставка дает много поводов поговорить о ярких представителях этого семейства. Наверное, больше всего славы досталось убийце Григория Распутина — Феликсу Юсупову (1887–1967), автору замечательных мемуаров (1953), создателю модного парижского дома IRFE (1924–1931). Это он отсудил в 1933-м у кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer £100 тыс. ($3 млн по нынешнему курсу) за фильм «Распутин и императрица», порочащий честь семьи (в нем утверждалось, что жена Юсупова Ирина была любовницей Распутина).

Легендой в истории отечественного искусства осталась и его мать Зинаида Юсупова (1861–1939), в ­1880-е самая красивая и богатая невеста России, позже — модель со знаменитого портрета кисти Валентина Серова. Когда Серов в 1901 году ее писал, Зинаиде Николаевне было 40 лет. Позировала она ему в нарядном бальном платье и — седая, что в общей жемчужно-серой гамме произведения не сразу бросается в глаза.

Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Не обойдет выставка вниманием и Николая Борисовича Юсупова-младшего (1827–1891) — скрипача, композитора, почетного члена Парижской и Римской консерваторий, купившего в семейную коллекцию скрипку Страдивари (сейчас она находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов и носит имя «Юсупов»). Но, конечно, история усадьбы Архангельское неразрывно и прежде всего связана с Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим (1750–1831) — дипломатом, директором Эрмитажа и императорских театров. Он был страстным коллекционером и превратил свое подмосковное имение в музей, в русский Версаль.

Выставка — мультимедийная и интерактивная, со звуками и запахами. Также музей придумал обширную программу для детей и взрослых: лекции, концерты, кинопоказы и прочее.

Серпуховский историко-художественный музей
«Юсуповы. Род, история, коллекции»
До 6 ноября 2023

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+