18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция князей Юсуповых отправилась на гастроли в Серпухов

Клод Жозеф Верне. «Кораблекрушение». II треть XVIII в. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Клод Жозеф Верне. «Кораблекрушение». II треть XVIII в.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей принимает живопись, графику и скульптуру из Музея-усадьбы Архангельское, рассказывающие о ярких представителях рода ее основателей

Основу выставки «Юсуповы. Род, история, коллекции» составили 500 экспонатов из музея-усадьбы «Архангельское». Если учесть, что Серпуховский историко-художественный музей возник на основе коллекции купчихи Анны Мараевой (1845–1928) и располагается в мараевском же особняке (творении архитектора Романа Клейна, автора здания московского магазина «Мюр и Мерилиз» — ныне ЦУМ, и Музея изящных искусств, ныне ГМИИ), то дополнительный эффект выставки заключается в смешении контекстов: предметы аристократического быта представлены в эклектичных купеческих интерьерах.

Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Из Архангельского в Серпухов приехали западноевропейская живопись, графика, скульптура, фарфор, хрусталь, художественная бронза и важные мемориальные вещи, как то: бювар Зинаиды Юсуповой, рисунки Феликса Юсупова и его супруги Ирины, урожденной княжны императорской крови Романовой, полиграфическое клише для первой публикации пушкинского стихотворения «К вельможе» (его поэт посвятил Николаю Борисовичу Юсупову-старшему) и многое другое.

На выставке род Юсуповых предстает в выигрышном свете: каждое поколение чтило предков и хранило о них память, все Юсуповы горячо любили родину, все они обладали хорошим вкусом и окружали себя красивыми вещами и произведениями искусства. И наконец, оказавшись в эмиграции, как написано в пресс-релизе, «в условиях резкого перелома судьбы» Юсуповы продемонстрировали «стойкость».

Тарелка декоративная с видом на мечеть Коккоз Джами. Мейсенский фарфоровый завод. 1900–1910-е. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Тарелка декоративная с видом на мечеть Коккоз Джами. Мейсенский фарфоровый завод. 1900–1910-е.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Выставка дает много поводов поговорить о ярких представителях этого семейства. Наверное, больше всего славы досталось убийце Григория Распутина — Феликсу Юсупову (1887–1967), автору замечательных мемуаров (1953), создателю модного парижского дома IRFE (1924–1931). Это он отсудил в 1933-м у кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer £100 тыс. ($3 млн по нынешнему курсу) за фильм «Распутин и императрица», порочащий честь семьи (в нем утверждалось, что жена Юсупова Ирина была любовницей Распутина).

Легендой в истории отечественного искусства осталась и его мать Зинаида Юсупова (1861–1939), в ­1880-е самая красивая и богатая невеста России, позже — модель со знаменитого портрета кисти Валентина Серова. Когда Серов в 1901 году ее писал, Зинаиде Николаевне было 40 лет. Позировала она ему в нарядном бальном платье и — седая, что в общей жемчужно-серой гамме произведения не сразу бросается в глаза.

Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Не обойдет выставка вниманием и Николая Борисовича Юсупова-младшего (1827–1891) — скрипача, композитора, почетного члена Парижской и Римской консерваторий, купившего в семейную коллекцию скрипку Страдивари (сейчас она находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов и носит имя «Юсупов»). Но, конечно, история усадьбы Архангельское неразрывно и прежде всего связана с Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим (1750–1831) — дипломатом, директором Эрмитажа и императорских театров. Он был страстным коллекционером и превратил свое подмосковное имение в музей, в русский Версаль.

Выставка — мультимедийная и интерактивная, со звуками и запахами. Также музей придумал обширную программу для детей и взрослых: лекции, концерты, кинопоказы и прочее.

Серпуховский историко-художественный музей
«Юсуповы. Род, история, коллекции»
До 6 ноября 2023

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+