18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коллекция князей Юсуповых отправилась на гастроли в Серпухов

Клод Жозеф Верне. «Кораблекрушение». II треть XVIII в. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Клод Жозеф Верне. «Кораблекрушение». II треть XVIII в.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей принимает живопись, графику и скульптуру из Музея-усадьбы Архангельское, рассказывающие о ярких представителях рода ее основателей

Основу выставки «Юсуповы. Род, история, коллекции» составили 500 экспонатов из музея-усадьбы «Архангельское». Если учесть, что Серпуховский историко-художественный музей возник на основе коллекции купчихи Анны Мараевой (1845–1928) и располагается в мараевском же особняке (творении архитектора Романа Клейна, автора здания московского магазина «Мюр и Мерилиз» — ныне ЦУМ, и Музея изящных искусств, ныне ГМИИ), то дополнительный эффект выставки заключается в смешении контекстов: предметы аристократического быта представлены в эклектичных купеческих интерьерах.

Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Из Архангельского в Серпухов приехали западноевропейская живопись, графика, скульптура, фарфор, хрусталь, художественная бронза и важные мемориальные вещи, как то: бювар Зинаиды Юсуповой, рисунки Феликса Юсупова и его супруги Ирины, урожденной княжны императорской крови Романовой, полиграфическое клише для первой публикации пушкинского стихотворения «К вельможе» (его поэт посвятил Николаю Борисовичу Юсупову-старшему) и многое другое.

На выставке род Юсуповых предстает в выигрышном свете: каждое поколение чтило предков и хранило о них память, все Юсуповы горячо любили родину, все они обладали хорошим вкусом и окружали себя красивыми вещами и произведениями искусства. И наконец, оказавшись в эмиграции, как написано в пресс-релизе, «в условиях резкого перелома судьбы» Юсуповы продемонстрировали «стойкость».

Тарелка декоративная с видом на мечеть Коккоз Джами. Мейсенский фарфоровый завод. 1900–1910-е. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Тарелка декоративная с видом на мечеть Коккоз Джами. Мейсенский фарфоровый завод. 1900–1910-е.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Выставка дает много поводов поговорить о ярких представителях этого семейства. Наверное, больше всего славы досталось убийце Григория Распутина — Феликсу Юсупову (1887–1967), автору замечательных мемуаров (1953), создателю модного парижского дома IRFE (1924–1931). Это он отсудил в 1933-м у кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer £100 тыс. ($3 млн по нынешнему курсу) за фильм «Распутин и императрица», порочащий честь семьи (в нем утверждалось, что жена Юсупова Ирина была любовницей Распутина).

Легендой в истории отечественного искусства осталась и его мать Зинаида Юсупова (1861–1939), в ­1880-е самая красивая и богатая невеста России, позже — модель со знаменитого портрета кисти Валентина Серова. Когда Серов в 1901 году ее писал, Зинаиде Николаевне было 40 лет. Позировала она ему в нарядном бальном платье и — седая, что в общей жемчужно-серой гамме произведения не сразу бросается в глаза.

Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Юсуповы. Род, история, коллекции».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Не обойдет выставка вниманием и Николая Борисовича Юсупова-младшего (1827–1891) — скрипача, композитора, почетного члена Парижской и Римской консерваторий, купившего в семейную коллекцию скрипку Страдивари (сейчас она находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов и носит имя «Юсупов»). Но, конечно, история усадьбы Архангельское неразрывно и прежде всего связана с Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим (1750–1831) — дипломатом, директором Эрмитажа и императорских театров. Он был страстным коллекционером и превратил свое подмосковное имение в музей, в русский Версаль.

Выставка — мультимедийная и интерактивная, со звуками и запахами. Также музей придумал обширную программу для детей и взрослых: лекции, концерты, кинопоказы и прочее.

Серпуховский историко-художественный музей
«Юсуповы. Род, история, коллекции»
До 6 ноября 2023

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+