18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Милосердие» и «Воспитание» помолодеют благодаря частному финансированию

Скульптурные группы «Милосердие» и «Воспитание», украшавшие пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома. Фото: PastVu
Скульптурные группы «Милосердие» и «Воспитание», украшавшие пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома.
Фото: PastVu
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Две аллегорические скульптуры работы Ивана Витали, некогда украшавшие въезд в Императорский воспитательный дом на Москворецкой набережной, реставрируют «открытым методом». Восстановленные статуи будут переданы в музей истории этого здания

Гигантский ансамбль Воспитательного дома на Москворецкой набережной долгие десятилетия остается «слепым пятном» для москвичей: он закрыт на реконструкцию. С 2021 года его редевелопментом занимается компания-застройщик «Бецкой» (названная в честь екатерининского вельможи, основателя этого знаменитого сиротского приюта). Коммерческий проект предполагает превращение здания в гостиничный комплекс, также речь идет о том, что территория будет открыта и каким-то образом интегрирована с соседним парком «Зарядье».

Конец работ пока не виден, но сейчас «Бецкой», а точнее, Фонд исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого совершил знаковую акцию — целиком спонсировал восстановление скульптурных групп «Милосердие» и «Воспитание», украшавших пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома со стороны Солянки. Эти изваяния — важный образец русского классицизма. Они были созданы в 1830–1835 годах скульптором Иваном Витали (1794–1855) и установлены на воротах, сооруженных по проекту Доменико Жилярди (1785–1845) и Афанасия Григорьева (1782–1868).

Скульптурная группа Ивана Витали «Воспитание». Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группа Ивана Витали «Воспитание».
Фото: ВХНРЦ

Аллегория Милосердия представляет собой женщину, которая кормит младенца и держит в руках пылающее сердце, в то время как ее окружают двое детей постарше. Воспитание же олицетворяется другой женской фигурой, читающей двум детям книгу. Иконографическая программа скульптур тесно связана с благотворительными функциями Воспитательного дома.

В трудное для здания советское время (в нем обитала Академия Рабоче-крестьянской Красной армии) подлинники были сняты с пилонов и в 1969 году заменены копиями работы современного скульптора Михаила Оленина. Эти копии, подвергавшиеся воздействию московской погоды, отреставрировали в рамках волонтерского проекта реставраторов НП «Российская ассоциация реставраторов» в 2021 году (премия «Московская реставрация — 2022»). Теперь настала очередь оригиналов.

Оба белокаменных подлинника все это время хранились в фондах Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, который предоставил их для реставрации на средства спонсора. На пресс-конференции, прошедшей в минувшем декабре, было подчеркнуто, что это редчайший в стране случай реставрации скульптур, целиком выполняемой на частные средства.

Скульптурная группы «Милосердие» и «Воспитание» в процессе реставрации. Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группы «Милосердие» и «Воспитание» в процессе реставрации.
Фото: ВХНРЦ

Работы ведутся специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря. «Я хочу поведать вам историю, как почти 100 лет назад, в 1928 году, наши коллеги из Центральных государственных реставрационных мастерских (а так тогда назывался наш центр) Александр Николаевич Златоврацкий и Владимир Николаевич Домогацкий уже приступали к реставрационным работам над скульптурными группами „Милосердие“ и „Воспитание“, но по разным причинам они не были закончены. И вот спустя столько лет эти скульптуры снова у нас. Порой один раз побывавшие в руках наших реставраторов произведения через годы опять попадают к нам. И работая с ними, мы перенимаем опыт наших предшественников, учимся у них, но и чувствуем радость от того, что теперь можем подарить памятнику более долгую жизнь благодаря новым методикам и современным технологиям в реставрации. На этот раз мы обязательно доведем работы до конца», — сказал генеральный директор ВХНРЦ Дмитрий Сергеев.

Скульптурная группа «Милосердие» в процессе реставрации. Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группа «Милосердие» в процессе реставрации.
Фото: ВХНРЦ

По его словам, реставрация ведется в мастерских «открытым методом», то есть, придя на экскурсию, любой сможет понаблюдать за тем, как идет работа.

Восстановление исторических статуй обещают закончить в 2023 году, после чего их передадут в музей Московского императорского воспитательного дома. Подробности грядущего возвращения скульптурных композиций пока не раскрываются. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+