18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Режим Бенито Муссолини впервые музеефицируют

В музее будут представлены фотографии фашистской эпохи и памятные вещи, такие как фотография мальчика, одетого в фашистскую форму и представляющая идею образования, выдвинутую режимом. Фото: Centro Studi Rsi
В музее будут представлены фотографии фашистской эпохи и памятные вещи, такие как фотография мальчика, одетого в фашистскую форму и представляющая идею образования, выдвинутую режимом.
Фото: Centro Studi Rsi
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Кураторы новой институции в городе Сало уверяют, что она не будет «ни демонизировать, ни защищать» тоталитарный режим в Италии. Однако представители антифашистских организаций не скрывают подозрений насчет того, что речь может идти о явной ностальгии

В живописном городке Сало на севере Италии нынешней осенью планируют открыть первый в стране музей фашизма. Его кураторы Роберто Кьярини, Елена Пала и Джузеппе Парлато заявляют, что экспонаты прольют больше света на неоднозначный период итальянской истории. Правда, местные антифашисты утверждают, что музей поддерживает влиятельный поклонник дуче, и предупреждают, что институция может стать «Меккой для ностальгирующих по тоталитарному режиму».

Задуман проект как «Музей Итальянской Социальной Республики». Название отсылает к марионеточному государству на оккупированной Германией территории Северной Италии, которым Бенито Муссолини (1883–1945) управлял из Сало на протяжении полутора лет, с сентября 1943 года. За это время из страны были депортированы тысячи евреев; фашисты в союзе с немецкими нацистами вели гражданскую войну с партизанами, а дезертиры устраивали беспорядки на улицах. В итоге дуче был пойман при попытке побега через швейцарскую границу и казнен в апреле 1945-го. Его могилу в городке Предаппио ежегодно посещают неофашисты — их привозят туда автобусами.

Экспозиция музея будет посвящена нацистской оккупации Италии, а также подпольному движению Сопротивления. Предполагается, что экспонатами станут вырезки из газет, фотографии, фрагменты кинохроники, письма, личные вещи граждан ИСР. Посетители смогут больше узнать о республике с помощью интерактивной карты и даже побывать в реконструированном бомбоубежище той эпохи. Музей площадью 220 кв. м займет целый этаж уже действующего Музея Сало (MuSa). На новый проект выделено €235 тыс., из которых €100 тыс. получены от властей Ломбардии, еще €30 тыс. внесла администрация города Сало. Остальные средства поступили от частных лиц, имена которых не раскрываются.

Выставка  «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa). Фото: MuSa
Выставка «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa).
Фото: MuSa

«Фашизм стал причиной раскола в нашем обществе, который ощущается до сих пор», — говорит один из кураторов институции Роберто Кьярини, руководитель исследовательского центра, занимающегося историей ИСР. Лиза Червиньи, директор Музея Сало, уверена, что историю фашизма нужно изучать беспристрастно. «Мы не заинтересованы ни в демонизации, ни в защите той эпохи», — подчеркивает она.

Предложения по созданию в Италии музея фашизма возникали и прежде — например, в том самом городе Предаппио, где покоится прах Муссолини, и даже в Риме. Тем не менее оба эти проекта были отложены в 2020 году. Мэр итальянской столицы вообще тогда утверждал, что «Рим — антифашистский город».

Раньше в Музее Сало уже демонстрировалась небольшая постоянная экспозиция об Итальянской Социальной Республике, а также проходили временные выставки, посвященные фашистскому наследию. Одна из них, «Культ дуче», открывшаяся в 2016 году, исследовала феномен поклонения Муссолини. Выставка вызвала волну протестов и демонстраций у стен музея. И сейчас представители Национальной ассоциации итальянских партизан (ANPI) и антифашистской благотворительной организации Brigate Fiamme Verdi беспокоятся, что будущий музей в Сало станет местом паломничества неофашистов, если «не сможет должным образом осветить последствия фашизма в Республике Сало».

Выставка  «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa). Фото: MuSa
Выставка «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa).
Фото: MuSa

Лучо Педрони, глава филиала ANPI в Брешии, подчеркивает, что организация не против музея в Сало. Однако он уверен в том, что необходимо уделять гораздо больше внимания злодеяниям тоталитарного режима. Педрони предупреждает: часть экспонатов наверняка передадут в дар местные жители, ностальгирующие по фашизму. По его словам, один из основных спонсоров музея — Марко Бонометти, влиятельный бизнесмен, которого газеты часто называют поклонником Муссолини. Он также является вице-президентом фонда Opera Pia Carità Laicale, которому принадлежит здание MuSa.

Лиза Червиньи не стала подтверждать или опровергать информацию о том, что Бонометти спонсирует новый музей. Однако Джанпаоло Комини, член правления MuSa и участник ANPI, утверждает, что Бонометти — единственный частный спонсор музея. Описывая его как «щедрого мецената» MuSa, Комини говорит, что бизнесмен заинтересован в проекте по двум причинам. Во-первых, это может увеличить число посетителей городского музея, а во-вторых, он «симпатизирует» фашистской эпохе. Сам Марко Бонометти от комментариев отказался. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+