18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи».  1830-1833. Фрагмент. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830-1833. Фрагмент.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей

В Государственном Русском музее планируют отреставрировать картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1830–1833). Об этом в своих социальных сетях сообщил Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ. Размер полотна составляет гигантские 456,5х651 см, что делает этот процесс весьма сложным.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в процессе реставрации. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в процессе реставрации.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

По его словам, первый этап реставрации картина пережила еще в 1995 году — тогда стало ясно, что полотно находится в аварийном состоянии и требует внимания. За полгода был укреплен красочный слой, с тыльной стороны удалены многочисленные заплатки, сделанные в разное время на местах прорывов. К обороту авторского холста для прочности было приклеено новое льняное полотно, а лаковая поверхность была промыта от загрязнений и регенерирована.

Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков  (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи". 1995. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи". 1995.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

Теперь же, спустя почти 30 лет, в музее решили перейти к следующей стадии. «Сейчас мы готовимся к реставрационному совету, где планируем обсудить программу второго этапа — работу по удалению многочисленных слоев пожелтевшего лака и поздних поновительских записей. Для этого будут проведены дополнительные технологические и химико-биологические исследования», — пишет Евгений Солдатенков.

Процесс дублирования на новый холст. Авторский холст растянут на отшлифованном мраморном полу лицевой стороной вниз. Дублировочный холст подвешен на рабочем подрамнике. 1995. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Процесс дублирования на новый холст. Авторский холст растянут на отшлифованном мраморном полу лицевой стороной вниз. Дублировочный холст подвешен на рабочем подрамнике. 1995.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

В настоящий момент мастера отдела реставрации живописи готовят картограммы состояния красочного слоя.

В Русский музей картина, одно из самых известных произведений русской исторической живописи, поступила в 1897 году из Императорского Эрмитажа (ранее — собрание Н.Н.Демидова).

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+