18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи».  1830-1833. Фрагмент. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830-1833. Фрагмент.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей

В Государственном Русском музее планируют отреставрировать картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1830–1833). Об этом в своих социальных сетях сообщил Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ. Размер полотна составляет гигантские 456,5х651 см, что делает этот процесс весьма сложным.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в процессе реставрации. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в процессе реставрации.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

По его словам, первый этап реставрации картина пережила еще в 1995 году — тогда стало ясно, что полотно находится в аварийном состоянии и требует внимания. За полгода был укреплен красочный слой, с тыльной стороны удалены многочисленные заплатки, сделанные в разное время на местах прорывов. К обороту авторского холста для прочности было приклеено новое льняное полотно, а лаковая поверхность была промыта от загрязнений и регенерирована.

Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков  (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи". 1995. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи". 1995.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

Теперь же, спустя почти 30 лет, в музее решили перейти к следующей стадии. «Сейчас мы готовимся к реставрационному совету, где планируем обсудить программу второго этапа — работу по удалению многочисленных слоев пожелтевшего лака и поздних поновительских записей. Для этого будут проведены дополнительные технологические и химико-биологические исследования», — пишет Евгений Солдатенков.

Процесс дублирования на новый холст. Авторский холст растянут на отшлифованном мраморном полу лицевой стороной вниз. Дублировочный холст подвешен на рабочем подрамнике. 1995. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея
Процесс дублирования на новый холст. Авторский холст растянут на отшлифованном мраморном полу лицевой стороной вниз. Дублировочный холст подвешен на рабочем подрамнике. 1995.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея

В настоящий момент мастера отдела реставрации живописи готовят картограммы состояния красочного слоя.

В Русский музей картина, одно из самых известных произведений русской исторической живописи, поступила в 1897 году из Императорского Эрмитажа (ранее — собрание Н.Н.Демидова).

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+