18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Альтруизм становится эффективным: благотворительные аукционы вытесняют дары

Густав Климт. «Березовая роща». 1903. Полотно из коллекции Пола Аллена было продано за $104,5 млн. Фото: Christie’s
Густав Климт. «Березовая роща». 1903. Полотно из коллекции Пола Аллена было продано за $104,5 млн.
Фото: Christie’s
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Движение «эффективный альтруизм» призывает использовать расчет, а не эмоции, чтобы филантропические импульсы принесли как можно больше пользы, в том числе в области искусства. Однако в этом деле неплохо бы иметь побольше четкой бухгалтерии

Тайна по-прежнему окружает названия благотворительных организаций, которые получат выгоду от рекордной продажи на Christie’s коллекции Пола Аллена, соучредителя Microsoft, принесшей $1,6 млрд (с комиссией аукционного дома) в ноябре 2022 года. Имуществом Пола Аллена, скончавшегося в 2018 году, управляет его сестра Джоди Аллен. Она также является председателем Vulcan LLC, холдинговой компании в Сиэтле, которая консультирует Фонд Аллена по вопросам благотворительной деятельности. Семейный фонд не ответил на запрос о том, были ли вырученные от аукциона средства использованы для финансирования собственной благотворительной деятельности фонда или их получили другие организации. В любом случае фонд (а также Christie’s) очень эффективно максимизировал доход от продажи звездной коллекции.

Пример этого аукциона может увеличить число сторонников движения «Эффективный альтруизм» (ЭА). ЭА, чьи положения сформулированы Уильямом Макаскиллом и другими учеными из Оксфордского университета, стремится использовать расчет, а не эмоции, чтобы филантропические импульсы принесли как можно больше пользы. Положительные примеры особенно нужны ЭА сейчас, когда большие надежды, возложенные на криптопредпринимателя Сэма Бэнкман-Фрида, основателя биржи FTX, скомпрометированы. Бэнкман-Фрид обещал со временем отдать большую часть своего состояния в 20 с лишним миллиардов долларов на «улучшение мира». Но в ноябре криптовалютная биржа FTX объявила о банкротстве, около миллиона ее клиентов и инвесторов понесли убытки в миллиарды долларов. Оказалось, Бэнкман-Фрид, который часто говорил, что именно стремление помогать людям подталкивало его к активности на финансовом рынке, был не чужд и более приземленных желаний. Он жил в пентхаусе за $40 млн на Багамах и летал частным Gulfstream G450. Недавно он был арестован на Багамах по запросу прокуратуры США.

Основатель Amazon Джефф Безос заявил CNN в ноябре 2022 года, что планирует пожертвовать большую часть своих $124 млрд на благотворительность еще при жизни. «Самое сложное — понять, как это сделать с наибольшей отдачей, — говорит Безос. — Мы наращиваем потенциал, чтобы иметь возможность раздавать эти деньги». В то же время бывшая жена Безоса Маккензи Скотт, чей собственный капитал составляет $28,9 млрд, опубликовала двухгодичный отчет о своих благотворительных пожертвованиях. В нем перечислены все 348 организаций-бенефициаров, получивших $2 млрд. Сегодняшним миллиардерам не помешало бы взять с нее пример.

Аукционным домам, которые рекламируют продажи как благотворительные, также хорошо бы стремиться к большей прозрачности. Часть ответственности несут и художники, предоставляющие свои работы на подобные торги. Британский художник и педагог Майкл Крейг-Мартин был среди девяти художников, которые в декабре 2022 года пожертвовали работы на аукцион Sotheby’s в Париже в помощь международной правозащитной организации Amnesty International. Он говорит, что его регулярно просят пожертвовать работы, чтобы помочь собрать деньги на благотворительность, хотя отмечает, что «всем помочь невозможно». «Нужно выбирать. Однако в одной ситуации выбор проще, чем в другой», — добавляет он.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+