18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Альтруизм становится эффективным: благотворительные аукционы вытесняют дары

Густав Климт. «Березовая роща». 1903. Полотно из коллекции Пола Аллена было продано за $104,5 млн. Фото: Christie’s
Густав Климт. «Березовая роща». 1903. Полотно из коллекции Пола Аллена было продано за $104,5 млн.
Фото: Christie’s
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Движение «эффективный альтруизм» призывает использовать расчет, а не эмоции, чтобы филантропические импульсы принесли как можно больше пользы, в том числе в области искусства. Однако в этом деле неплохо бы иметь побольше четкой бухгалтерии

Тайна по-прежнему окружает названия благотворительных организаций, которые получат выгоду от рекордной продажи на Christie’s коллекции Пола Аллена, соучредителя Microsoft, принесшей $1,6 млрд (с комиссией аукционного дома) в ноябре 2022 года. Имуществом Пола Аллена, скончавшегося в 2018 году, управляет его сестра Джоди Аллен. Она также является председателем Vulcan LLC, холдинговой компании в Сиэтле, которая консультирует Фонд Аллена по вопросам благотворительной деятельности. Семейный фонд не ответил на запрос о том, были ли вырученные от аукциона средства использованы для финансирования собственной благотворительной деятельности фонда или их получили другие организации. В любом случае фонд (а также Christie’s) очень эффективно максимизировал доход от продажи звездной коллекции.

Пример этого аукциона может увеличить число сторонников движения «Эффективный альтруизм» (ЭА). ЭА, чьи положения сформулированы Уильямом Макаскиллом и другими учеными из Оксфордского университета, стремится использовать расчет, а не эмоции, чтобы филантропические импульсы принесли как можно больше пользы. Положительные примеры особенно нужны ЭА сейчас, когда большие надежды, возложенные на криптопредпринимателя Сэма Бэнкман-Фрида, основателя биржи FTX, скомпрометированы. Бэнкман-Фрид обещал со временем отдать большую часть своего состояния в 20 с лишним миллиардов долларов на «улучшение мира». Но в ноябре криптовалютная биржа FTX объявила о банкротстве, около миллиона ее клиентов и инвесторов понесли убытки в миллиарды долларов. Оказалось, Бэнкман-Фрид, который часто говорил, что именно стремление помогать людям подталкивало его к активности на финансовом рынке, был не чужд и более приземленных желаний. Он жил в пентхаусе за $40 млн на Багамах и летал частным Gulfstream G450. Недавно он был арестован на Багамах по запросу прокуратуры США.

Основатель Amazon Джефф Безос заявил CNN в ноябре 2022 года, что планирует пожертвовать большую часть своих $124 млрд на благотворительность еще при жизни. «Самое сложное — понять, как это сделать с наибольшей отдачей, — говорит Безос. — Мы наращиваем потенциал, чтобы иметь возможность раздавать эти деньги». В то же время бывшая жена Безоса Маккензи Скотт, чей собственный капитал составляет $28,9 млрд, опубликовала двухгодичный отчет о своих благотворительных пожертвованиях. В нем перечислены все 348 организаций-бенефициаров, получивших $2 млрд. Сегодняшним миллиардерам не помешало бы взять с нее пример.

Аукционным домам, которые рекламируют продажи как благотворительные, также хорошо бы стремиться к большей прозрачности. Часть ответственности несут и художники, предоставляющие свои работы на подобные торги. Британский художник и педагог Майкл Крейг-Мартин был среди девяти художников, которые в декабре 2022 года пожертвовали работы на аукцион Sotheby’s в Париже в помощь международной правозащитной организации Amnesty International. Он говорит, что его регулярно просят пожертвовать работы, чтобы помочь собрать деньги на благотворительность, хотя отмечает, что «всем помочь невозможно». «Нужно выбирать. Однако в одной ситуации выбор проще, чем в другой», — добавляет он.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+