18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пульс истории в «Астории»

Здание отеля на фоне Исаакиевского собора. Фото: Отель «Астория»
Здание отеля на фоне Исаакиевского собора.
Фото: Отель «Астория»
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Один из старейших отелей Северной столицы повидал на своем веку многое, и из этих воспоминаний можно сложить захватывающий роман

Отель «Астория» нескромно называют легендарной гостиницей для легендарных людей. Здесь останавливались президенты и принцессы, писатели и художники, певцы и актеры. Михаил Булгаков и Владимир Высоцкий в разное время создавали тут свои знаменитые произведения, Сергей Дягилев устраивал великосветские приемы для меценатов и артистов балета, а Осип Мандельштам читал стихи Ольге Ваксель.

Величественная «Астория» расположилась в центре Санкт-Петербурга, в кольце главных площадей — Исаакиевской, Дворцовой и Сенатской, поэтому с балконов номеров открывается панорама на все основные достопримечательности. Отель построен особым образом. Семиэтажное здание в стиле неоклассицизм с элементами модерна не случайно имеет срезанный угол в торце. Согласно требованиям Академии художеств это было необходимо, чтобы «будущее здание не заслоняло собой вида с Морской улицы на Исаакиевский собор».

Интерьер королевского люкса «Чайковский». Фото: Отель «Астория»
Интерьер королевского люкса «Чайковский».
Фото: Отель «Астория»

«Астория» была сооружена по проекту русско-шведского архитектора Федора Лидваля, мастера северного модерна, на счету которого множество построек старого Петербурга. Знаменитый зодчий на этом проекте сотрудничал с выпускницами первого в России Женского политехнического института. Такой союз был призван создать не просто гостиницу, а объект бесценного культурного наследия, который будет отвечать всем новаторским тенденциям архитектуры своего времени.

В XIX веке на месте гостиницы стоял четырехэтажный доходный дом князя Львова. В начале XX столетия участок с особняком приобрело английское акционерное общество «Палас-отель» с намерением сделать здесь люксовые номера для представителей буржуазии. Официальное открытие гостиницы состоялось 23 декабря 1912 года. Ее первым директором стал парижанин Луи Терье, который оснастил отель по последнему слову техники: в здании были установлены десять лифтов, пробковая звукоизоляция стен, берлинская автоматическая система пылесборки и даже телефоны.

Все это было позаимствовано из сети высококлассных нью-йоркских отелей, которыми владели американские буржуа братья Асторы. Примечательно, что название петербургской гостиницы происходит именно от их фамилии. Считается, что один из братьев, Джон Джейкоб Астор IV, погиб во время крушения «Титаника» (он уступил свое место в спасательной шлюпке женщинам и детям). Поэтому в названии «Астория» воплотились не только роскошь и престиж, но и благородство.

Гостиная Ротонда. Фото: Отель «Астория»
Гостиная Ротонда.
Фото: Отель «Астория»

Истории и легенды «Астории» на этом не заканчиваются. В Первую мировую вой­ну она служила военной гостиницей для высшего командного состава, а в 1917-м оказалась в эпицентре революционных событий: ее брали штурмом большевики. Тогда в народе родилось выражение: «Не ходи в „Асторию“, попадешь в историю». Поговаривали также, что Гитлер планировал отпраздновать взятие Ленинграда именно в зимнем саду отеля. В тяжелые годы Великой Отечественной гостиница стала госпиталем. После 1945-го в «Астории» еще несколько лет жили оставшиеся без крова горожане, а напротив нее, в Исаакиевском сквере, каждой семье была выделена земля под огород.

Однако, несмотря на исторические потрясения, сейчас «Астория» процветает. Сегодня это культовый пятизвездочный отель, который входит в сеть Rocco Forte Hotels. Интерьеры номеров украшены фотографиями артистов Мариинского театра и предметами декоративно-прикладного искусства. В президентских апартаментах представлены копии гравюр из Эрмитажа. В номере 317 останавливалась известная балерина Диана Вишнёва, которая оставила автограф на фото со своим изображением. В номере 211 («Королевские апартаменты») жила певица Мадонна, а первым гостем «Царских апартаментов» был американский актер Уилл Смит. Кстати, самые сложные десерты по деталям и количеству ингредиентов в ресторане отеля — это «Зима и Весна Фаберже» и «Диана Вишнёва». Последний был разработан совместно с балериной (в год продается почти 2 тыс. порций).

Примечательно, что «Астория» оставила след даже в литературе. В 1956 году драматург Александр Штейн написал пьесу под названием «Гостиница „Астория“», действие которой происходит в блокадном Ленинграде. С «Астории» же списано и главное место действия детектива Татьяны Устиновой «­Отель последней надежды». Гостиница также упоминается в знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…Пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы „Астория“, в четвертом этаже… в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение». К слову, в 1932 году Булгаков провел здесь медовый месяц с Еленой Нюренберг.

Интерьер бара «Личфилд». Фото: Отель «Астория»
Интерьер бара «Личфилд».
Фото: Отель «Астория»

Особое внимание в отеле уделяется кухне. В ассортименте блюд ресторана «Астория» представлены удивительные кулинарные шедевры, к примеру тушенная 24 часа баранина или «Наполеон» из бородинского хлеба с салом. Визитная карточка оте­ля — гостиная «Ротонда», где всегда рады напоить послеобеденным чаем в фарфоровых чашках Императорского фарфорового завода. Отведать изысканных коктейлей можно в баре «Личфилд», названном в честь британского фотографа и двоюродного брата королевы Елизаветы II лорда Патрика Личфилда.

У «Астории» есть талисман — бурый медведь по имени Борис. Плюшевый хозяин встречает гостей в «Царских апартаментах» и лобби. Что еще интересного есть в стенах знаменитого оте­ля, лучше узнать самостоятельно. Говорят, поездка в Санкт-Петербург — это всегда хорошая идея. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+