18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Перепись многоцветной идеологии: где и как живут московские мозаики

Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).  Фото: Джеймс Хилл
Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).
Фото: Джеймс Хилл
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Путеводитель по столичным достопримечательностям в сфере монументального мозаичного искусства не ограничивается метрополитеном — замах издания гораздо шире. Выясняется, что таких объектов на поверхности гораздо больше, чем под землей

Уже много лет немецкое издательство Dom Publishers отказывается признавать, что в эпоху смартфонов жанр бумажных путеводителей скончался, и из года в год издает на разных языках удобно ложащиеся в руки книжицы с картами и отличной полиграфией. Это срабатывает, поскольку путеводители эти нишевые — для тех, кто любит и понимает именно архитектуру. Особенную любовь издатели питают к советскому периоду с его эндемиками. Отсюда долгое сотрудничество с Музеем архитектуры им. Щусева и публикация ряда русскоязычных книг. Новый путеводитель, на сей раз по мозаикам, успел в 2022 году выйти одновременно и на русском, и на английском; он продолжает серию, которая, надеемся, не заглохнет.

Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова.  «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.
Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова. «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.

Книгу эту так и тянет положить в карман, чтобы бродить с ней по городу, отыскивая запрятанные мозаики и зачитывая их описания. «Запрятанные» — верное слово. Когда мы говорим «московские мозаики», в первую очередь подразумеваем метрополитеновские. А ведь в столице еще много разного (в книге описано 140 объек­тов)! Без подземного, конечно, не обошлось, но основная часть издания посвящена работам, украшающим собственно город — жилые дома, библиотеки, госучреждения. Оказывается, на поверхности мозаик гораздо больше, чем в метро. И теперь понятно, куда стоит завернуть, куда попробовать вписаться и где надо задирать голову, вдруг попав в Гидрометцентр или главное здание МГУ.

Памятники в путеводителе разделены на три группы: ар-деко, соцреализм и постмодернизм. Причем соцреализм внезапно оказывается самым маленьким разделом: в него записано только пять объектов. А то, чем мы привыкли восхищаться в метро, — это, следуя авторской типологии, ар-деко. Самым большим и разнообразным оказался раздел о мозаиках, создававшихся с 1960-х. Здесь читателя ждут наиболее яркие сюрпризы.

А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.  Фото: Джеймс Хилл
А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.
Фото: Джеймс Хилл

Проект вырос из ошеломления, которое испытал поселившийся в Москве англичанин Джеймс Хилл, обладатель Пулитцеровской премии и World Press Photo. Три года он посвятил фотоохоте за мозаиками. Позже к проекту присоединились отечественные искусствоведы. С их помощью в 2020 году Хилл опубликовал подарочное издание «Монументальная мозаика Москвы. Между утопией и пропагандой. 1925–1991», сов­местный проект Центра современного искусства CUBE и издательства «Бомбора».

Последовавший затем путеводитель оказался более прикладным и иначе структурированным. Анна Броновицкая написала для него краткое, но мощное введение, где обрисовала историю техники в России и рассказала, почему советская мозаика так отличается от аналогов той же эпохи. А в конце книги приведен список из 300 с лишним объектов, многие из которых не удалось локализовать и сфотографировать. И это напоминает нам о том, что мозаика, несмотря на очевидную долговечность, один из самых уязвимых жанров: ее уничтожают вместе с домами. Так что новое издание не только путеводитель, но и своего рода Красная книга. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+