18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Евтюхин: «Укромное обиталище муз на фоне растущего мегаполиса»

Директор Государственного музея­-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Директор Государственного музея­-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

«Русскому Парнасу» — усадьбе Остафьево в Новой Москве — присвоен статус музея-заповедника. Мы поговорили с его директором Юрием Евтюхиным о том, как изменение статуса повлияет на музейную жизнь, и о планах по освоению подведомственных территорий

В каком состоянии находился музей, когда вы стали директором?

Он находился в прекрасном состоянии. За полтора года до моего назначения, в декабре 2016 года, закончилась реставрация, длившаяся без малого 20 лет. Усадебный дом, настоящий дворец, предстал во всем великолепии, была сформирована постоянная экспозиция, почищен парк. Требовалось сделать музейную жизнь более разнообразной и интенсивной, чтобы зритель возвращался сюда снова и снова.

За три с половиной года мы увеличили число посетителей в полтора раза — с 370 тыс. до 560 тыс. человек (два года во время пандемии музей не мог функционировать в полную силу). И второй важный показатель — привлечение внебюджетных средств — увеличился за это время с 18 млн до 48 млн руб.

ДОСЬЕ
Юрий Евтюхин
Директор Государственного музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас»

Родился в 1977 году.
Выпускник Московского военного института Федеральной погранслужбы (по специальности «юриспруденция») и РАНХиГС («государственное и муниципальное управление»).
С 2009 года сотрудник Министерства культуры РФ, занимал различные должности в департаменте культурного наследия.
В 2017-м стал директором департамента музеев Министерства культуры РФ.
С июля 2018-го директор музея-усадьбы «Остафьево»

Еще…

В чем вы нашли скрытые ресурсы?

Практически во всем. Например, ликвидировали один из двух выходных дней и продлили время работы по субботам с 18 до 21 часа. Придумали и внедрили широкий спектр экскурсионных программ для разных ауди­торий длительностью от 45 минут до 3 часов, подготовили аудиогид по постоянной экспозиции на русском и английском языках. У нас большое количество сменных выставок. Совместно с Московской консерваторией проводим концерты симфонической музыки и в середине лета устраиваем музыкальный фестиваль. Недавно после реконструкции открылось музейное кафе, где мы применили модный сегодня буккроссинг — поставили полки с книгами. Даже катание на лодках по пруду превращено в музейный маршрут: посетителям раздают карты с реперными точками, до которых надо доплыть и узнать там, на месте, еще одну историю про усадьбу.

Усадьба Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Усадьба Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Второе название усадьбы Остафьево — «Русский Парнас». Вы себя позиционируете как литературный музей?

Безусловно, как литературный. И вместе с тем как музей усадебной жизни первой трети XIX века, когда имение принадлежало литературному критику и поэту Петру Андреевичу Вяземскому (1792–1878). У него в гостях бывали лучшие писатели той поры: Пушкин (по преданиям, он первым назвал это место «русским Парнасом»), Гоголь, Батюшков и многие другие. И еще в Остафьеве больше десяти лет жил Николай Карамзин, женатый на сестре Петра Вяземского Екатерине. Здесь Карамзин написал 8 из 12 томов «Истории государства Российского».

В конце XIX века имение перешло к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844–1918), при нем усадьба пережила второй расцвет. В 1899 году здесь открыли музей Пушкина, просуществовавший до 1930 года. При советской власти музей был труднодоступным и малорентабельным — постановлением правительства его ликвидировали. И хотя само постановление спустя два месяца отменили, за это время из усадебного дома успели вывезти все: что-то уничтожили, что-то разграбили, но большая часть экспонатов разлетелась по 20 музеям и архивам. Сегодня наши вещи хранятся в ГИМ, ГТГ, ГМИИ, «Останкино», Музее Востока, РГАЛИ и прочих собраниях.

Карамзинская комната в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Карамзинская комната в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

А что случилось после 1930 года?

Вначале во дворце был пионерский лагерь, в годы вой­ны — госпиталь, потом — санаторий Совета Министров СССР. В 1988-м, благодаря усилиям общественности, усадьбе вернули статус музея, он стал филиалом Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке. Оттуда нам передали мебель и другие предметы интерьера для экспозиции. В 1994-м музей обрел юридическую самостоятельность.

Никогда не хотелось вернуть все свои экспонаты?

Мы не найдем места, чтобы их разместить: до революции предметы и картины располагались на стенах по шпалерному принципу. С коллегами из музеев, где хранятся наши вещи, мы общаемся спокойно и уважительно, и они с радостью выдают экспонаты на временные выставки, которых уже состоялось более полудюжины. Мы их объединили в серию «Домой в Остафьево». Недавно делали выставку «Под небом голубым Востока» — из пяти музеев собрали восточную коллекцию князей Вяземских. В планах аналогичная выставка японского искусства.

Открытая галерея усадебного дома. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Открытая галерея усадебного дома.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Сколько же всего предметов у вас на хранении?

19 тыс. единиц хранения (или 10 тыс. основного фонда). Из них мемориальных вещей около 1,2 тыс. Хранилище занимает один флигель и цокольный этаж под галереей. Но главный экспонат, конечно, сам усадебный дом. Остафьево — эталонный образец классицистического стиля. При возведении усадебного дома использовался белый камень, что, конечно, прибавляет нам хлопот, так как камень — гигроскопичный материал, а рядом с домом большой пруд. Центральный корпус соединен с двумя флигелями широкими открытыми галереями. После войны их застеклили, но в процессе реставрации вернули первоначальный вид, и это важно для общего архитектурного образа. Внутри дома есть изумительный по красоте двусветный овальный зал с превосходной акустикой, из окон которого открывается чудесный вид на парк.

Овальный зал в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Овальный зал в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Парк вокруг дома изначально создавался как регулярный французский, но потом, вследствие моды на пейзажные английские парки, ему позволили зарасти. Наш парк (это почти 38 га) заповедный: в нем обитают краснокнижные серая цапля и зеленый дятел, а также лисы, зайцы и бобры. Дом, парк и пруд — объекты культурного наследия. У нас есть два Карамзинских дуба, посаженные в середине XIX века, и липовая аллея, которой больше 250 лет.

«Остафьево» — единственный музей-заповедник на территории Новой Москвы. То есть свои музеи-заповедники есть и в Москве, и в Подмосковье, но вот на огромной территории, недавно присоединенной к столице, мы — единственные.

Липовая аллея усадьбы Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Липовая аллея усадьбы Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Какие выставки можно сейчас у вас посмотреть?

Перечислю самые важные. Еще в 2018-м мы сделали экспозицию, посвященную Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844–1918), крупнейшему землевладельцу предреволюционной поры, политику и просветителю. Именно он открыл в Остафьеве первый музей. Мы этот проект постоянно продлеваем, так как сам герой важен для нашей музейной истории.

Сейчас у нас гостит выставка из музея-заповедника «Архангельское» — «„Кабинет мод и граций“ князей Юсуповых». На ней мы показываем работы художника эпохи рококо Пьетро Антонио Ротари (1707–1762). Он был знаменит женскими портретами-типажами, которые использовались для украшения кабинетов прежде всего в императорских дворцах — в Ораниенбауме, Петергофе. В Подмосковье коллекция Ротари была только у Юсуповых. Мы для этой выставки освободили два зала в нашей постоянной экспозиции.

Выставка слепков с гемм в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Выставка слепков с гемм в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Выставка слепков с гемм сделана совместно с ГМИИ им. А.С.Пушкина. До 1930-х годов эти экспонаты находились в Остафьеве, лежали в специальных витринах в библиотеке. Коллекцию начал собирать еще в 1780-е годы Андрей Вяземский (1754–1807). Европа тогда переживала расцвет камнерезного искусства, и Андрей Иванович из своего гранд-тура привез порядка 300 гемм и слепков. Что касается гемм, то это работы преимущественно английских мастеров, выполненные из сердолика, горного хрусталя, аметиста. Сцены войны и античной жизни, портреты римских пап и европейских правителей.

С 1 февраля открыта выставка «Дары и дарители», посвященная 35-летию возрожденного музея. Экспозиция включает более 80 предметов, полученных в дар от потомков владельцев усадьбы, художников, коллекционеров, издателей. В нее вошли живопись, книги, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.

Что вам дает новый статус музея-заповедника?

Мы чувствуем себя более защищенными. Мы находимся внутри бурно развивающегося кластера, вокруг идет массовое строительство, и новый статус обезопасит нашу территорию от девелоперских вторжений. Как музею-заповеднику, нам полагаются некоторые налоговые преференции. Возможно, новый статус поможет начать реставрационные работы.

Будуар в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Будуар в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

У вас еще есть объекты для реставрации?

На нашей территории находится суконная фабрика Козьмы Матвеева середины XVIII века со зданиями бывшей каменной кладовой и ворсильной мастерской. Сейчас в части этих зданий располагается музейная администрация, но мы хотим привести все в порядок и открыть там выставочный зал и детский образовательный центр. В планах на следующие пять лет — восстановить Карамзинскую березовую рощу и освоить запрудную часть парка. Нам не хватает места для мероприятий на свежем воздухе. Пока все события происходят на лужайке перед дворцом, но она невелика, всего 1 га, а запрудная часть — это дополнительные 6 га территории. Когда мы их освоим, сможем приглашать больше зрителей и разведем туристические потоки. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+