18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева

Новый директор Государственной Третьяковской галереи Елена Проничева. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Новый директор Государственной Третьяковской галереи Елена Проничева.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора

Елена Проничева, которая работала директором Политехнического музея и ранее исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, стала генеральным директором Государственной Третьяковской галереи. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры РФ.

«Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов», — отметили в ведомстве.

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». В Еврейском музее и центре толерантности работала с 2013 года, в 2020 году перешла в Политехнический музей. До этого работала в Государственной Думе РФ (комитет по бюджету и налогам), «Газпроме» (департамент внешнеэкономической деятельности), Газпромбанке.

Зельфира Трегулова возглавила Третьяковскую галерею в 2015 году, сменив на этом посту Ирину Лебедеву (в феврале 2018 года контракт Трегуловой был продлен еще на пять лет).

Бывший директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Бывший директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Практически в самом начале директорства Трегуловой музей представил объемную концепцию своего развития, которую разработала компания Event Communications совместно с AEA Consulting. Она затрагивала абсолютно все музейные комплексы, включая мемориальные музеи в квартирах и домах художников, а также внутреннюю жизнь музея, его позиционирование и миссию. В Лаврушинском планировали открыть дворы, а здание на Крымском Валу в стиле советского модернизма должен был реконструировать прицкеровский лауреат Рем Колхас. Именно Зельфира Трегулова добилась того, что помещение, которое занимал Центральный дом художника, после ликвидации Международной конфедерации союзов художников, владевшей ЦДХ, полностью отошло музею, где он успешно развил бренд «Западное крыло Новой Третьяковки». Будущее этого дорогостоящего плана реконструкции всего здания на Крымском Валу, связанного с западными партнерами, теперь туманно.

Зато другая стройка, на Кадашевской набережной, куда с Крымского Вала планировалось перенести проведение всех крупных выставок, потихоньку движется к своему завершению. Сейчас идет отделка, а ввод нового корпуса в эксплуатацию намечен на 2024 год. Для ускорения работ в декабре 2022 года правительство выделило из резервного фонда 2,5 млрд руб.

За эти годы Третьяковкой проведены впечатляющие выставки, из которых особо стоит отметить ретроспективу Валентина Серова в 2015 году, огромная очередь на которую стала широко обсуждаемым феноменом и источником мемов, а в обиход вошло понятие выставки-блокбастера. После того как темпераментные зрители снесли дверь музея, в Третьяковке пересмотрели концепцию приема посетителей и ввели продажу билетов онлайн по сеансам. Развивалось и сотрудничество с зарубежными музеями. В частности, были проведены перекрестные выставки с лондонской Национальной портретной галереей, Музеями Ватикана и Государственными художественными собраниями Дрездена. Продолжается устройство филиалов Третьяковки в регионах. Первый должен открыться в мае в Самаре, в отреставрированном памятнике конструктивизма — фабрике-кухне в форме серпа и молота. Наконец, исполнен и важный моральный долг: уже год работает музей братьев Третьяковых в их родовом доме рядом со зданием на Крымском Валу.

Не обошлось и без скандалов, в числе которых кража картины Архипа Куинджи прямо с выставки, раскрытая по горячим следам, и нападение вандала на полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…», которое повлекло за собой многолетнюю реставрацию картины.

Несомненно, что за годы директорства Зельфиры Трегуловой Третьяковка стала гораздо более современным и открытым музеем, учитывающим интересы разных аудиторий, развивающим новые направления — в их числе упомянем доступные онлайн экскурсии и лекции с участием поп-звезд, проморолики, создание образовательного интернет-портала «Лаврус», предназначенного прежде всего школьным учителям и предоставляющего им материалы по русскому искусству, совершенствование музейных сувениров и изданий по искусству, развитие музыкальных фестивалей. Одним словом, сегодня Третьяковку смело можно назвать флагманом музейного дела в России, на который ориентируются коллеги во всех регионах.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+