18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Величие русского балета покажут в петербургском Манеже

Афиша выставки «Первая позиция. Русский балет». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Афиша выставки «Первая позиция. Русский балет».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка-спектакль кажется беспроигрышным вариантом: балетом в нашей стране принято гордиться и восхищаться. Экспонаты предоставят четыре десятка российских музеев, архивов и библиотек

В пресс-релизе, посвященном проекту «Первая позиция. Русский балет», формат события определяется как выставка-спектакль. Сразу вспоминается интересный опыт петербургского «Манежа» двухлетней давности, когда главные произведения отечественной скульптуры, от Федота Шубина до Александра Матвеева, демонстрировались под аккомпанемент классических оперных арий. То зрелище вызвало неоднозначную реакцию в диапазоне от сильнейшего раздражения до абсолютного восторга.

На этот раз в центре внимания оказался русский балет, чье величие продемонстрировано с помощью вполне традиционных музейных экспонатов: живописи, графики, скульптуры, костюма, документов, личных вещей выдающихся танцовщиков и балетмейстеров из четырех десятков российских музеев, архивов и библиотек. Чтобы добавить экспозиции зрелищности, решено было дополнить музейные экспонаты мультимедийными инсталляциями и цифровыми технологиями.

Савелий Сорин. «Портрет балетмейстера М.М. Фокина». 1926. Фото: Государственный Русский музей
Савелий Сорин. «Портрет балетмейстера М.М. Фокина». 1926.
Фото: Государственный Русский музей

Кажется, это беспроигрышный вариант: все-таки любителей балета у нас в стране традиционно больше, чем ценителей оперы, к тому же это одна из тех областей русской культуры, которой привычно гордиться и восхищаться. Оте­чественные достижения в области классического танца на протяжении многих лет остаются одной из самых популярных тем для выставок в наших музеях. Так, в прошлом, 2022 году можно вспомнить экспозиции, посвященные русским балетным сезонам Сергея Дягилева в Третьяковке и театру Бориса Эйфмана в Шереметьевском дворце в Петербурге — Музее театрального и музыкального искусства. К тому же участие театрального декоратора Павла Каплевича и одного из самых успешных экспозиционных дизайнеров Агнии Стерлиговой в качестве кураторов должно обеспечить выставке в Манеже как минимум зрительский успех и высокую посещаемость.

Экспозиция поделена на тематические разделы, среди которых «Русские сезоны», «Советский балет», «История балетного костюма», «Физика и анатомия тела», «Школа русского балета». По замыслу кураторов (со стороны выставочной площадки эту экспозицию готовила также и.о. генерального директора ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова) выставка приглашает посетителей в увлекательное путешествие по истории балетного танца в России.

Наталья Данько. «Балерина А.П. Павлова в концерном номере "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса». 1930-е. Фото: Государственный Русский музей
Наталья Данько. «Балерина А.П. Павлова в концерном номере "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса». 1930-е.
Фото: Государственный Русский музей

Хотя родиной балета считаются Франция и Италия, в России это искусство достигло небывалых вершин. Впрочем, история отечественного балета начинается весьма скромно, когда в 1738 году на высочайшем уровне было удовлетворено прошение французского танцмейстера господина Ланде открыть в Петербурге первую школу балетного искусства, которая впоследствии стала легендарной Академией русского балета имени Агриппины Вагановой. Впрочем, основы самой знаменитой педагогической системы в области балета были заложены еще преподавательницей Вагановой Екатериной Вазем. В молодости она была первой исполнительницей ведущих партий в спектаклях, поставленных Мариусом Петипа — автором хореографии чуть ли не ко всей русской балетной классике. Среди учеников Екатерины Вазем — Агриппина Ваганова, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Преображенская, звезды золотого века отечественного балета, когда слава о нем простиралась далеко за пределы Российской империи благодаря организаторскому дару Сергея Дягилева и триумфу его «Русских сезонов» в Париже. Вскоре уже и никакой Российской империи не стало, пришедший ей на смену Советский Союз отгородился от мира железным занавесом, и балет был одним из немногих искусств, которому удавалось прорваться через него с помощью зарубежных гастролей Большого и Кировского, а также в лице знаменитых невозвращенцев Михаила Барышникова и Рудольфа Нуреева. Словом, сейчас вполне свое­временной представляется идея напомнить о том, почему балет у нас — на первых позициях.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Первая позиция. Русский балет»
22 февраля – 21 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+