18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Величие русского балета покажут в петербургском Манеже

Афиша выставки «Первая позиция. Русский балет». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Афиша выставки «Первая позиция. Русский балет».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка-спектакль кажется беспроигрышным вариантом: балетом в нашей стране принято гордиться и восхищаться. Экспонаты предоставят четыре десятка российских музеев, архивов и библиотек

В пресс-релизе, посвященном проекту «Первая позиция. Русский балет», формат события определяется как выставка-спектакль. Сразу вспоминается интересный опыт петербургского «Манежа» двухлетней давности, когда главные произведения отечественной скульптуры, от Федота Шубина до Александра Матвеева, демонстрировались под аккомпанемент классических оперных арий. То зрелище вызвало неоднозначную реакцию в диапазоне от сильнейшего раздражения до абсолютного восторга.

На этот раз в центре внимания оказался русский балет, чье величие продемонстрировано с помощью вполне традиционных музейных экспонатов: живописи, графики, скульптуры, костюма, документов, личных вещей выдающихся танцовщиков и балетмейстеров из четырех десятков российских музеев, архивов и библиотек. Чтобы добавить экспозиции зрелищности, решено было дополнить музейные экспонаты мультимедийными инсталляциями и цифровыми технологиями.

Савелий Сорин. «Портрет балетмейстера М.М. Фокина». 1926. Фото: Государственный Русский музей
Савелий Сорин. «Портрет балетмейстера М.М. Фокина». 1926.
Фото: Государственный Русский музей

Кажется, это беспроигрышный вариант: все-таки любителей балета у нас в стране традиционно больше, чем ценителей оперы, к тому же это одна из тех областей русской культуры, которой привычно гордиться и восхищаться. Оте­чественные достижения в области классического танца на протяжении многих лет остаются одной из самых популярных тем для выставок в наших музеях. Так, в прошлом, 2022 году можно вспомнить экспозиции, посвященные русским балетным сезонам Сергея Дягилева в Третьяковке и театру Бориса Эйфмана в Шереметьевском дворце в Петербурге — Музее театрального и музыкального искусства. К тому же участие театрального декоратора Павла Каплевича и одного из самых успешных экспозиционных дизайнеров Агнии Стерлиговой в качестве кураторов должно обеспечить выставке в Манеже как минимум зрительский успех и высокую посещаемость.

Экспозиция поделена на тематические разделы, среди которых «Русские сезоны», «Советский балет», «История балетного костюма», «Физика и анатомия тела», «Школа русского балета». По замыслу кураторов (со стороны выставочной площадки эту экспозицию готовила также и.о. генерального директора ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова) выставка приглашает посетителей в увлекательное путешествие по истории балетного танца в России.

Наталья Данько. «Балерина А.П. Павлова в концерном номере "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса». 1930-е. Фото: Государственный Русский музей
Наталья Данько. «Балерина А.П. Павлова в концерном номере "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса». 1930-е.
Фото: Государственный Русский музей

Хотя родиной балета считаются Франция и Италия, в России это искусство достигло небывалых вершин. Впрочем, история отечественного балета начинается весьма скромно, когда в 1738 году на высочайшем уровне было удовлетворено прошение французского танцмейстера господина Ланде открыть в Петербурге первую школу балетного искусства, которая впоследствии стала легендарной Академией русского балета имени Агриппины Вагановой. Впрочем, основы самой знаменитой педагогической системы в области балета были заложены еще преподавательницей Вагановой Екатериной Вазем. В молодости она была первой исполнительницей ведущих партий в спектаклях, поставленных Мариусом Петипа — автором хореографии чуть ли не ко всей русской балетной классике. Среди учеников Екатерины Вазем — Агриппина Ваганова, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Преображенская, звезды золотого века отечественного балета, когда слава о нем простиралась далеко за пределы Российской империи благодаря организаторскому дару Сергея Дягилева и триумфу его «Русских сезонов» в Париже. Вскоре уже и никакой Российской империи не стало, пришедший ей на смену Советский Союз отгородился от мира железным занавесом, и балет был одним из немногих искусств, которому удавалось прорваться через него с помощью зарубежных гастролей Большого и Кировского, а также в лице знаменитых невозвращенцев Михаила Барышникова и Рудольфа Нуреева. Словом, сейчас вполне свое­временной представляется идея напомнить о том, почему балет у нас — на первых позициях.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Первая позиция. Русский балет»
22 февраля – 21 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+