18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое здание Музеев Кремля подменит Оружейную палату

Новое здание музея располагается в реконструированном историческом здании Средних торговых рядов между Красной площадью и Ильинкой. Фото: Музеи Московского Кремля
Новое здание музея располагается в реконструированном историческом здании Средних торговых рядов между Красной площадью и Ильинкой.
Фото: Музеи Московского Кремля
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Реконструированное здание Средних торговых рядов на Красной площади, куда к 2025 году должны частично переехать сокровища Музеев Кремля, получило название «К5» и отдельный сайт

Новый корпус Музеев Московского Кремля, располагающийся на Красной площади между ГУМом и Покровским собором (храмом Василия Блаженного), получил официальное название «К5» — по своему адресу: Красная площадь, дом 5. На пресс-конференции, посвященной запуску его сайта k5.kreml.ru, в музее рассказали о текущей стадии строительства. «Сейчас идут отделочные работы, — пояснила директор ММК Елена Гагарина. — К концу 2024 года, мы надеемся, основные работы по строительству будут закончены. Затем мы займемся приспособлением и переездом». Елена Гагарина не стала отвечать на прямой вопрос, какова же текущая дата открытия музея для широкой публики, — только напомнила, что сначала это планировалось сделать в 2021 году, но жизнь постоянно вторгается в планы. Подтверждать дату «2025», которая называлась в сентябре, она не стала.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Входная группа со стороны Красной Площади. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Входная группа со стороны Красной Площади.
Фото: Музеи Московского Кремля

Нехватку ряда строительных материалов и оборудования, возникшую с начала года, обойти удалось, но это не получается с другой проблемой — закупкой витрин для новой экспозиции, которых требуется очень много. В связи с санкциями это сверхпрочное стекло больше ввозить невозможно. В итоге, как рассказала директор, Музеи Кремля на пробу дали задание нескольким доступным компаниям и в конце декабря по результатам выберут исполнителя. На изготовление необходимого количества ориентировочно уйдет два года.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Выставочные залы с видом на Красную Площадь. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Выставочные залы с видом на Красную Площадь.
Фото: Музеи Московского Кремля

Елена Гагарина напомнила, что коллекция царских и императорских сокровищ всегда хранилась в Оружейной палате и вот она впервые покидает стены Кремля, причем предполагается, что надолго. «Это событие уникально и вызывает некоторое беспокойство изменением статус-кво. Но мы сделаем все, чтобы выполнить свою задачу», — сказала она. Во сколько раз вырастет число показываемых экспонатов, насколько шире развернется экспозиция в новых залах, окончательно в музее еще не понимают.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

При этом важно, что часть экспонатов все-таки будет оставлена в залах исторической Оружейной палаты внутри Кремля. Это символы государственной власти, государственные регалии и награды. В Патриарших палатах будет создана совершенно новая экспозиция, посвященная истории института патриаршества на Руси. После приведения в порядок будет открыта для публики серия исторических пространств, которые сейчас заняты хранением, реставраторами и администрацией. В одном из них развернется экспозиция про основателя музея — Александра I. Также будет восстановлен интерьер храма Николая Угодника.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

В новом корпусе К5 реставраторы получат огромное пространство — весь верхний этаж с отличным освещением. «Я надеюсь, что им будет очень удобно», — сказала директор Музеев Кремля. По словам Елены Гагариной, количество реставраторов в штате, вероятно, придется увеличить, чтобы возросла скорость приведения коллекции в порядок. Это хорошо бы сделать уже сейчас, так как последние годы они работают крайне усердно (оказалось, что предметов в идеальной сохранности не хватало, чтобы наполнить будущие гигантские площади). Однако пока новых реставраторов попросту некуда посадить.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выйдя за древние стены наружу, Музеи Кремля наконец получат просторные и светлые пространства для временных выставок — два зала площадью примерно по 1 тыс. кв. м. Однако один из них в первые годы все-таки будет недоступен для устройства выставок: в него временно переместят коллекцию регалий из Оружейной палаты. Планируется, что после открытия К5 ее старое здание будет закрыто на реконструкцию. Когда же Оружейная палата вновь откроется, регалии вернутся внутрь Кремля и второй зал начнет работать как выставочный. Но, как долго это протянется — неясно.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Андрей Баталов, замдиректора Музеев Кремля по научной работе, рассказал нашему изданию об этой предполагаемой реконструкции: «Здание Оружейной палаты находится в относительно хорошем состоянии; мы тщательно следим за фасадом, на котором есть уязвимые белокаменные детали. Однако масштабных реставрационных работ здесь не производилось из-за присутствия постоянной экспозиции. Освободив помещения от экспонатов, мы получим возможность тщательной реставрации интерьеров, в том числе рельефов в залах, попытаемся разыскать и восстановить первоначальный воздуховод Константина Тона. Год-полтора должно уйти на изыскание и проектирование, около двух лет — на сами работы. Однако никаких точных дат пока нет. Все зависит от финансирования, которое Министерство культуры нам согласится выделить (и конечно, от размера этого финансирования). Параллельно нам необходимо закрыть на реставрацию Патриаршие палаты». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+