18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наука всерьез взялась за Модильяни — и за его творчество, и за биографию

Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины (Nu couché de dos)». 1917. Фото: Barnes Foundation
Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины (Nu couché de dos)». 1917.
Фото: Barnes Foundation
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Эксперты объединили усилия под крылом филадельфийского Фонда Барнса, чтобы детально изучить технические аспекты живописи и скульптуры легендарного художника. Исследования в числе прочего помогают разобраться и в мифологии, давно окружившей его фигуру

Более века спустя после смерти Амедео Модильяни (1884–1920) новые технологии анализа помогли группе специалистов, работающих в Фонде Барнса в Филадельфии, исследовать ранее неизвестные особенности его авторской техники.

Получив классическое художественное образование в родной Италии, Модильяни в начале 1900-х годов, как и многие другие молодые художники той эпохи, отправился в Париж. Однако его богемная биография долгое время затмевала творческие достижения. Он получил прозвище Моди (игра слов, от французского maudit — «проклятый»), крутил бурные романы, жил в бедности, злоупотреблял алкоголем и наркотиками и умер от туберкулеза в возрасте всего 35 лет.

Но, несмотря на скандальную репутацию Модильяни, его произведения характеризуются стилистической сдержанностью и высоким техническим мастерством. Большая выставка в Фонде Барнса «Модильяни крупным планом» призвана подробно рассказать о методе художника. При ее подготовке искусствоведы работали совместно с реставраторами: главный куратор Фонда Барнса Нэнси Айрсон и старший директор по реставрации Барбара Бакли объединили усилия с куратором-консультантом Симонеттой Фракелли и Аннеттой Кинг, реставратором живописи из лондонского музея Тейт.

Экспозиция в Фонде Барнса. Фото: Barnes Foundation
Экспозиция в Фонде Барнса.
Фото: Barnes Foundation

Отправной точкой проекта стало предыдущее исследование, проведенное в 2017–2018 годах, когда 12 музеев изучили находящиеся в их коллекциях работы Модильяни при подготовке к его ретроспективе в Тейт Модерн, которую совместно курировали Айрсон и Фракелли. Кроме того, в нынешнем проекте учтены результаты исследования всех картин и скульптур Модильяни в государственных коллекциях Франции, проведенного в 2018–2021 годах.

Поскольку волей Альберта Кумса Барнса (1872–1951), основателя фонда своего имени, тому запрещено передавать произведения во временное пользование сторонним институциям, организация присоединилась к исследованию Тейт в удаленном режиме. В филадельфийском собрании находится 16 из более чем 60 произведений Амедео Модильяни, изученных в ходе подготовки новой выставки, поскольку Барнс был в числе первых коллекционеров его творчества и приобрел произведения Моди еще в 1922 году, сразу после основания своего фонда.

«Нам предстоит узнать еще очень многое о Модильяни как о художнике», — говорит Айрсон, которая перешла в Фонд Барнса из Тейт в 2018 году и руководила подготовкой этого выставочного проекта. В частности, до сих пор неясно, какая судьба постигла содержимое мастерской Модильяни после его смерти; к тому же он не оставил никаких записей, проливающих свет на его творческий метод.

Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины». 1917. Рентгеновское изображение, на котором видна записанная композиция. Фото: Barnes Foundation
Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины». 1917. Рентгеновское изображение, на котором видна записанная композиция.
Фото: Barnes Foundation

Выставку открывают произведения, созданные художником сразу после прибытия в Париж — в период, когда он нередко использовал старые холсты повторно, записывая как собственные, так и чужие работы. Благодаря новому рентгенографическому анализу удалось обнаружить ранее неизвестные наброски под двусторонней работой 1908 года «Обнаженная в шляпе» / «Портрет Мод Абрантес» из собрания Музея Хехта при Хайфском университете. Французские реставраторы нашли целых шесть записанных картин под «Антонией» (около 1915). На этом основании они предполагают, что из-за финансовых трудностей во время Первой мировой войны художник не имел возможности писать на новых холстах и был вынужден использовать старые.

Впрочем, результаты свежего исследования наводят на мысль, что к этому Модильяни подталкивала не только бедность. За свой первый написанный на заказ портрет «Жан-Батист Александр с распятием» (1909) он получил неплохой гонорар в 500 франков, но все равно предпочел написать его на старом холсте. Работая над «Хорошенькой домохозяйкой» (1915), он накладывал краску тонким слоем, так что кожа модели и плетеная корзина на холсте сливались с цветом и текстурой предыдущих картин, которые он записывал.

Подробности
Амедео Модильяни: еще и скульптор

Этот художник знаменит главным образом как живописец и график — его скульптурное наследие знакомо публике меньше. Хотя сам Моди испытывал к ваянию подлинную страсть, из-за которой даже на время почти забросил живопись. Его первым и важнейшим наставником стал Константин Бранкузи, отзывавшийся о скульп­турных опытах Модильяни с большим одобрением. От учителя тот перенял тягу к лаконизму и любовь к камню как материалу, но в целом работал абсолютно самостоятельно. Источником его вдохновения были архаические идолы, античные кариатиды, древнеегипетские изваяния, африканские маски. В 1911 году в парижской мастерской художника Амадеу ди Соза-Кардозу состоялась первая выставка скульптур Модильяни, которой он дал название «Столпы нежности». Через год уже новые его работы были показаны на Осеннем салоне. Воодушевленный художник даже поехал в Италию, в Ливорно, чтобы поработать там с мрамором, но плоды той «творческой командировки» не сохранились. По возвращении в Париж он больше скульптурой не занимался. Известно всего 25 скульптур Модильяни, созданных с 1909 по 1914 год.

Еще…

Что же касается скульптур, то исследования, похоже, свидетельствуют в пользу некоторых из существующих мифов. Про­анализировав восемь резных каменных голов, реставраторы сделали, как рассказывает Айрсон, «весьма приятное открытие». На нескольких головах обнаружилось скопление воска, что согласуется с историями о том, как Модильяни зажигал свечи над скульптурами в мастерской, чтобы имитировать атмосферу древнего храма. А ровные грани и метки каменщиков подтверждают рассказы о том, что он подбирал каменные блоки на парижских стройках.

По словам Барбары Бакли, реставраторы надеются, что накопленные за последние годы технические знания послужат «трамплином» для дальнейших исследований. «Быть может, наш проект поднимает больше вопросов, чем дает ответов», — полагает она.  

Фонд Барнса, Филадельфия
«Модильяни крупным планом»
До 29 января

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+