18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наука всерьез взялась за Модильяни — и за его творчество, и за биографию

Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины (Nu couché de dos)». 1917. Фото: Barnes Foundation
Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины (Nu couché de dos)». 1917.
Фото: Barnes Foundation
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Эксперты объединили усилия под крылом филадельфийского Фонда Барнса, чтобы детально изучить технические аспекты живописи и скульптуры легендарного художника. Исследования в числе прочего помогают разобраться и в мифологии, давно окружившей его фигуру

Более века спустя после смерти Амедео Модильяни (1884–1920) новые технологии анализа помогли группе специалистов, работающих в Фонде Барнса в Филадельфии, исследовать ранее неизвестные особенности его авторской техники.

Получив классическое художественное образование в родной Италии, Модильяни в начале 1900-х годов, как и многие другие молодые художники той эпохи, отправился в Париж. Однако его богемная биография долгое время затмевала творческие достижения. Он получил прозвище Моди (игра слов, от французского maudit — «проклятый»), крутил бурные романы, жил в бедности, злоупотреблял алкоголем и наркотиками и умер от туберкулеза в возрасте всего 35 лет.

Но, несмотря на скандальную репутацию Модильяни, его произведения характеризуются стилистической сдержанностью и высоким техническим мастерством. Большая выставка в Фонде Барнса «Модильяни крупным планом» призвана подробно рассказать о методе художника. При ее подготовке искусствоведы работали совместно с реставраторами: главный куратор Фонда Барнса Нэнси Айрсон и старший директор по реставрации Барбара Бакли объединили усилия с куратором-консультантом Симонеттой Фракелли и Аннеттой Кинг, реставратором живописи из лондонского музея Тейт.

Экспозиция в Фонде Барнса. Фото: Barnes Foundation
Экспозиция в Фонде Барнса.
Фото: Barnes Foundation

Отправной точкой проекта стало предыдущее исследование, проведенное в 2017–2018 годах, когда 12 музеев изучили находящиеся в их коллекциях работы Модильяни при подготовке к его ретроспективе в Тейт Модерн, которую совместно курировали Айрсон и Фракелли. Кроме того, в нынешнем проекте учтены результаты исследования всех картин и скульптур Модильяни в государственных коллекциях Франции, проведенного в 2018–2021 годах.

Поскольку волей Альберта Кумса Барнса (1872–1951), основателя фонда своего имени, тому запрещено передавать произведения во временное пользование сторонним институциям, организация присоединилась к исследованию Тейт в удаленном режиме. В филадельфийском собрании находится 16 из более чем 60 произведений Амедео Модильяни, изученных в ходе подготовки новой выставки, поскольку Барнс был в числе первых коллекционеров его творчества и приобрел произведения Моди еще в 1922 году, сразу после основания своего фонда.

«Нам предстоит узнать еще очень многое о Модильяни как о художнике», — говорит Айрсон, которая перешла в Фонд Барнса из Тейт в 2018 году и руководила подготовкой этого выставочного проекта. В частности, до сих пор неясно, какая судьба постигла содержимое мастерской Модильяни после его смерти; к тому же он не оставил никаких записей, проливающих свет на его творческий метод.

Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины». 1917. Рентгеновское изображение, на котором видна записанная композиция. Фото: Barnes Foundation
Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины». 1917. Рентгеновское изображение, на котором видна записанная композиция.
Фото: Barnes Foundation

Выставку открывают произведения, созданные художником сразу после прибытия в Париж — в период, когда он нередко использовал старые холсты повторно, записывая как собственные, так и чужие работы. Благодаря новому рентгенографическому анализу удалось обнаружить ранее неизвестные наброски под двусторонней работой 1908 года «Обнаженная в шляпе» / «Портрет Мод Абрантес» из собрания Музея Хехта при Хайфском университете. Французские реставраторы нашли целых шесть записанных картин под «Антонией» (около 1915). На этом основании они предполагают, что из-за финансовых трудностей во время Первой мировой войны художник не имел возможности писать на новых холстах и был вынужден использовать старые.

Впрочем, результаты свежего исследования наводят на мысль, что к этому Модильяни подталкивала не только бедность. За свой первый написанный на заказ портрет «Жан-Батист Александр с распятием» (1909) он получил неплохой гонорар в 500 франков, но все равно предпочел написать его на старом холсте. Работая над «Хорошенькой домохозяйкой» (1915), он накладывал краску тонким слоем, так что кожа модели и плетеная корзина на холсте сливались с цветом и текстурой предыдущих картин, которые он записывал.

Подробности
Амедео Модильяни: еще и скульптор

Этот художник знаменит главным образом как живописец и график — его скульптурное наследие знакомо публике меньше. Хотя сам Моди испытывал к ваянию подлинную страсть, из-за которой даже на время почти забросил живопись. Его первым и важнейшим наставником стал Константин Бранкузи, отзывавшийся о скульп­турных опытах Модильяни с большим одобрением. От учителя тот перенял тягу к лаконизму и любовь к камню как материалу, но в целом работал абсолютно самостоятельно. Источником его вдохновения были архаические идолы, античные кариатиды, древнеегипетские изваяния, африканские маски. В 1911 году в парижской мастерской художника Амадеу ди Соза-Кардозу состоялась первая выставка скульптур Модильяни, которой он дал название «Столпы нежности». Через год уже новые его работы были показаны на Осеннем салоне. Воодушевленный художник даже поехал в Италию, в Ливорно, чтобы поработать там с мрамором, но плоды той «творческой командировки» не сохранились. По возвращении в Париж он больше скульптурой не занимался. Известно всего 25 скульптур Модильяни, созданных с 1909 по 1914 год.

Еще…

Что же касается скульптур, то исследования, похоже, свидетельствуют в пользу некоторых из существующих мифов. Про­анализировав восемь резных каменных голов, реставраторы сделали, как рассказывает Айрсон, «весьма приятное открытие». На нескольких головах обнаружилось скопление воска, что согласуется с историями о том, как Модильяни зажигал свечи над скульптурами в мастерской, чтобы имитировать атмосферу древнего храма. А ровные грани и метки каменщиков подтверждают рассказы о том, что он подбирал каменные блоки на парижских стройках.

По словам Барбары Бакли, реставраторы надеются, что накопленные за последние годы технические знания послужат «трамплином» для дальнейших исследований. «Быть может, наш проект поднимает больше вопросов, чем дает ответов», — полагает она.  

Фонд Барнса, Филадельфия
«Модильяни крупным планом»
До 29 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+