18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анатолий Зверев обрел место в пантеоне искусств

Анатолий Зверев не раз попадал в видоискатель фотографа игоря Пальмина, летописца андерграунда. Фото: Музей AZ
Анатолий Зверев не раз попадал в видоискатель фотографа игоря Пальмина, летописца андерграунда.
Фото: Музей AZ
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Этот художник с репутацией богемного бродяги и шалопая далеко не у всех ассоциируется с великими мастерами прошлого. Однако ассоциации такие существуют — и порой они перерастают в устойчивые, закономерные связи

Книга Сергея Соловьева «Анатолий Зверев и мировое искусство» стала последней работой искусствоведа, журналиста, научного сотрудника Музея AZ, скоропостижно скончавшегося 1 ноября 2022 года, всего за два дня до презентации издания. Ее текст был написан по следам одноименного цикла лекций Соловьева для сайта «Магистерия». Именно генетическая связь с образовательным проектом объясняет формат книги, которая далека и от жанра традиционной биографии в духе ЖЗЛ, и от искусствоведческой монографии.

Автор попытался представить произведения Анатолия Зверева (1931–1986) в диалоге с грандами мирового искусства — от итальянского Возрождения до постимпрессионизма, авангарда и абстрактного экспрессионизма. Уже в предисловии Сергей Соловьев декларирует, что «пора отвлечься от советских реалий, споров внутри сообщества нонконформистов, от наслоений суетливого рынка и конъюнктуры». Следуя этой цели, искусствовед посвящает четыре из пяти глав сопоставлению творчества Зверева с наследием Винсента ван Гога, Казимира Малевича, Джексона Поллока и даже Леонардо да Винчи.

Сергей Соловьев. «Анатолий Зверев и мировое искусство». М.: Музей AZ, 2022. 152 с.
Сергей Соловьев. «Анатолий Зверев и мировое искусство». М.: Музей AZ, 2022. 152 с.

Хотя выбор «собеседников» представляется как минимум спорным и невероятно смелым, Соловьев всякий раз обосновывает его. Наиболее претенциозное сравнение, с титаном Возрождения, он сперва объясняет словами самого Зверева: «Учителем я избрал себе Леонардо», а затем подчеркивает увлеченность российского художника творчеством и текстами итальянского гения, указывает на сближающие их вариативность, многоликость и психологизм. Шаг за шагом автор подводит читателя к мысли, что и Леонардо и Зверев «были не до конца поняты, неприкаянны, одиноки. Но оба, вместе с тем, по-настоящему актуальны и современны».

Парадоксальным образом, именно обнаруживая удивительные сближения или же принципиальные расхождения с мастерами прошлого, Соловьев формулирует, в чем заключается секрет самобытного и противоречивого дара Зверева. Основные понятия здесь — свобода и одиночество, что особенно остро ощущается в «густонаселенном» тексте.

В этом смысле особую ценность обретают первая и заключительная главы, где сначала деконструируются мифы о Звереве, сотканные из реальных фактов, домыслов и анекдотов, а затем создается образ человека, жившего и творившего вне жестких рамок советской действительности, иерархии художественного мира и даже обывательских условностей, но заплатившего за это очень высокую цену.

А еще один захватывающий сюжет повествования — история превращения аутсайдера в настоящую звезду арт-мира и феноменальное посмертное признание, которое сопровождается в том числе огромным количеством подделок «под Зверева», довольно давно заполонивших отечественный арт-рынок.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора
09.02.2023
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
5
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+