18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»

Фрагмент одного из барельефов Сергея Меркурова в процессе реставрации. Фото: Мосгорнаследие
Фрагмент одного из барельефов Сергея Меркурова в процессе реставрации.
Фото: Мосгорнаследие

Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства

Долгая история реставрации барельефов знаменитого советского скульптора Сергея Меркурова, ранее находившихся на фасадах южной и северной трибун стадиона «Динамо», кажется, подошла к счастливому финалу. Шесть монументальных панно 1930-х годов из цементно-известковой смеси разместили в арт-пространстве обновленного стадиона, в зоне торгового центра «Арена Плаза».

Открытие для публики состоялось 30 декабря; 18 января состоится торжественная церемония.

Высота барельефов составляет 3 м, а их совокупная длина — 34 м (2 больших фрагмента по 11 м и 4 более мелких по 3 м). На них размещено 44 фигуры спортсменов, причем только одна из них — женская. Персонажи играют в футбол, состязаются в беге, метании молота и стрельбе, а также скачут на лошадях.

Один из барельефов после реставрации. Фото: Мосгорнаследие
Один из барельефов после реставрации.
Фото: Мосгорнаследие

«Барельефы работы знаменитого скульптора Сергея Меркурова — визитная карточка стадиона „Динамо“. По мнению специалистов, они представляют собой яркий образец переходного искусства рубежа 1920-х и 1930-х годов, воплощая новаторские научно-философские идеи теоретиков модернизма», — цитирует пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы его руководителя Алексея Емельянова.

Рельефы, находившиеся на 20-метровой высоте, были демонтированы в 2012 году институтом «Спецпроектреставрация» во время глобальной перестройки здания инвестором и застройщиком «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“». Слой грязи на них, как позже рассказывали нам реставраторы, был толщиной в палец. В итоге на фасаде нового стадиона они были заменены копиями из фибробетона — материала, гораздо лучше приспособленного к современной экологической ситуации в городе.

После того как подлинники демонтировали с фасада, оказалось, что их сохранность была весьма плачевной. Восьмидесятилетние рельефы, ранее напоминавшие своей величественностью фризы Парфенона или Пергамского алтаря, оказались раздробленными более чем на 7 тыс. фрагментов, утраты составляли до 30%. Несколько лет было неясно, что с ними делать: тонны фрагментов просто хранились в сотне деревянных ящиков, вызывая беспокойство экспертов и потомков скульптора Меркурова.

Реставрация барельефов длилась два года. Фото: Мосгорнаследие
Реставрация барельефов длилась два года.
Фото: Мосгорнаследие

Примерно четыре года этот груз переезжал с места на место, прежде чем внутри строившегося спортивного комплекса оборудовали специальную мастерскую. Реставрация барельефов началась в 2016 году и длилась два года, ее проводили специалисты петербургской мастерской «Наследие». Однако ко времени, когда работы были завершены, вопрос о размещении подлинников снаружи здания или где-либо внутри него так и не был решен. Громоздкие рельефы, в реставрацию которых «ВТБ Арена» к этому времени вложила немало средств и сил, долго не могли найти себе пристанища. В 2019 году зашла речь о переговорах насчет возможности передачи их в какой-либо музей, однако в итоге они так и остались на своем историческом месте.

Правнук скульптора Антон Меркуров, у которого мы запросили комментарий о ситуации, еще не видел финального размещения рельефов, реставрацией которых, в отличие от схемы демонтажа, он остался доволен, однако надеется, что «история этого уникального произведения завершена».

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+