18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»

Фрагмент одного из барельефов Сергея Меркурова в процессе реставрации. Фото: Мосгорнаследие
Фрагмент одного из барельефов Сергея Меркурова в процессе реставрации.
Фото: Мосгорнаследие

Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства

Долгая история реставрации барельефов знаменитого советского скульптора Сергея Меркурова, ранее находившихся на фасадах южной и северной трибун стадиона «Динамо», кажется, подошла к счастливому финалу. Шесть монументальных панно 1930-х годов из цементно-известковой смеси разместили в арт-пространстве обновленного стадиона, в зоне торгового центра «Арена Плаза».

Открытие для публики состоялось 30 декабря; 18 января состоится торжественная церемония.

Высота барельефов составляет 3 м, а их совокупная длина — 34 м (2 больших фрагмента по 11 м и 4 более мелких по 3 м). На них размещено 44 фигуры спортсменов, причем только одна из них — женская. Персонажи играют в футбол, состязаются в беге, метании молота и стрельбе, а также скачут на лошадях.

Один из барельефов после реставрации. Фото: Мосгорнаследие
Один из барельефов после реставрации.
Фото: Мосгорнаследие

«Барельефы работы знаменитого скульптора Сергея Меркурова — визитная карточка стадиона „Динамо“. По мнению специалистов, они представляют собой яркий образец переходного искусства рубежа 1920-х и 1930-х годов, воплощая новаторские научно-философские идеи теоретиков модернизма», — цитирует пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы его руководителя Алексея Емельянова.

Рельефы, находившиеся на 20-метровой высоте, были демонтированы в 2012 году институтом «Спецпроектреставрация» во время глобальной перестройки здания инвестором и застройщиком «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“». Слой грязи на них, как позже рассказывали нам реставраторы, был толщиной в палец. В итоге на фасаде нового стадиона они были заменены копиями из фибробетона — материала, гораздо лучше приспособленного к современной экологической ситуации в городе.

После того как подлинники демонтировали с фасада, оказалось, что их сохранность была весьма плачевной. Восьмидесятилетние рельефы, ранее напоминавшие своей величественностью фризы Парфенона или Пергамского алтаря, оказались раздробленными более чем на 7 тыс. фрагментов, утраты составляли до 30%. Несколько лет было неясно, что с ними делать: тонны фрагментов просто хранились в сотне деревянных ящиков, вызывая беспокойство экспертов и потомков скульптора Меркурова.

Реставрация барельефов длилась два года. Фото: Мосгорнаследие
Реставрация барельефов длилась два года.
Фото: Мосгорнаследие

Примерно четыре года этот груз переезжал с места на место, прежде чем внутри строившегося спортивного комплекса оборудовали специальную мастерскую. Реставрация барельефов началась в 2016 году и длилась два года, ее проводили специалисты петербургской мастерской «Наследие». Однако ко времени, когда работы были завершены, вопрос о размещении подлинников снаружи здания или где-либо внутри него так и не был решен. Громоздкие рельефы, в реставрацию которых «ВТБ Арена» к этому времени вложила немало средств и сил, долго не могли найти себе пристанища. В 2019 году зашла речь о переговорах насчет возможности передачи их в какой-либо музей, однако в итоге они так и остались на своем историческом месте.

Правнук скульптора Антон Меркуров, у которого мы запросили комментарий о ситуации, еще не видел финального размещения рельефов, реставрацией которых, в отличие от схемы демонтажа, он остался доволен, однако надеется, что «история этого уникального произведения завершена».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+