18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Элис Нил и ее богемные герои в Центре Помпиду

Элис Нил. «Пегги». 1949. Фото: Malcolm Varon/The Estate of Alice Neel and of L.A. Louver, Venice, California
Элис Нил. «Пегги». 1949.
Фото: Malcolm Varon/The Estate of Alice Neel and of L.A. Louver, Venice, California
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Пока нью-йоркские коллеги Элис Нил спорили о будущем абстракции, она изображала их самих. В Париже показывают огромную выставку американской художницы, которая в своих портретах зафиксировала весь ХХ век, причем в неизменно фигуративной манере

Героиня картины Элис Нил «Марксистка» («Ирен Песликис») (1972) — основательница Нью-Йоркского института феминистского искусства — восседает в потрепанном фиолетовом кресле словно величественная императрица всея богемы. Правая нога Песликис закинута на подлокотник, а поднятая вверх рука обнаруживает небритую подмышку. Ее темно-карие глаза смотрят на нас в упор уязвимым, но не заигрывающим взглядом, как будто бы она боится спросить: «А кто вы вообще такие?».

В числе ее соседей — две девочки-школьницы, редактор журнала Life Дэвид Бурдон (который, по словам Нил, мурлыкал словно «кот, получивший сливки») и легендарный хранитель секретов и сплетен квирного Манхэттена Грегори Батткок (чье суровое выражение лица странным образом напоминает лицо «астурийского шахтера»). В экспозицию вошло 70 портретов друзей Элис Нил, ее сыновей, их бывших девушек, одиночек, отщепенцев, призывников, революционеров, будущих матерей, поэтов, музейных кураторов и незнакомцев с улицы. Это настоящий биографический словарь человеческого карнавала, целая жизнь в искусстве.

Элис Нил. «Марксистка» («Ирен Песликис»). 1972. Фото: The Estate of Alice Neel, David Zwirner and Victoria Miro
Элис Нил. «Марксистка» («Ирен Песликис»). 1972.
Фото: The Estate of Alice Neel, David Zwirner and Victoria Miro

Элис Нил родилась 28 января 1900 года (художница любила говорить, что она «на четыре недели младше века») и была, пожалуй, самой проницательной и глубокой исследовательницей человеческой природы этого бурного столетия американской истории. Она продолжала писать вплоть до момента, когда в 1984 году Роберт Мэпплторп сделал ее призрачную фотографию (вошедшую в парижскую экспозицию), на которой художница изображена всего за неделю до смерти.

Еще одно произведение в экспозиции, авторства Дженни Хольцер, представляет собой замечательный штрих к биографии Нил. В 1955 году, когда к ней пришли сотрудники ФБР, чтобы допросить ее о связях с коммунистической партией, она безуспешно пыталась усадить их позировать для картины.

Сказать, что Элис Нил сейчас в моде, — это не сказать ничего. Прошлым летом «Люди в первую очередь» — крупнейшая на сегодняшний день ретроспектива Нил в Нью-Йорке — полностью заняла несколько галерей в Метрополитен-музее. Газета The New York Times писала, что Нил «не уступает, а возможно, и превосходит таких художников, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон» (сильное заявление) и «просто обречена на культовый статус уровня Винсента ван Гога и Дэвида Хокни» (еще сильнее). Позднее «Люди в первую очередь» побывали в Музее Гуггенхайма в Бильбао и Музее Де Янга в Сан-Франциско и везде неизменно получали самые восторженные отзывы. В феврале следующего года парижская выставка отправится в лондонскую художественную галерею Barbican в чуть измененном формате и под новым названием «С пылу с жару». Это выражение взято из манифеста Нил: «В числе причин, почему я занималась живописью, было желание ухватить жизнь как она есть, с пылу с жару». Ее картины производят именно такое впечатление.

Выставка Элис Нил «Внимательный взгляд» в Центре Помпиду. Фото: Hélène MAURI/Centre Pompidou
Выставка Элис Нил «Внимательный взгляд» в Центре Помпиду.
Фото: Hélène MAURI/Centre Pompidou

Еще более выдающимися картины Элис Нил делает ее непоколебимая верность фигуративности — во времена, когда ньюйоркцы не могли определиться, за чем же все-таки будущее модернизма: за живописью действия, поп-артом, минимализмом, хеппенингом или чем-то другим. Пока они спорили, она их писала. На нежном портрете тощего Энди Уорхола, созданном в 1970-м, через два года после того, как в него стреляла Валери Соланас, изувеченная и обвисшая кожа на его грудной клетке едва держится на швах. Он задумчиво закрыл глаза, словно святой мученик. «Энди Уорхол» входит в число портретов Нил, которые выглядят незавершенными, но именно в этой незавершенности заключается их бесспорное совершенство.

Еще один такой портрет — «Чернокожий призывник» («Джеймс Хантер») (1965), изображающий молодого человека, только что призванного в армию, после того как президент Линдон Джонсон резко увеличил численность наземных ­войск во Вьетнаме. Его лицо, отмеченное выражением рассеянности и потерянности, и рука, поддерживающая голову, написаны яркими цветами, в остальном фигура лишь намечена контуром. Когда Хантер не пришел в мастерскую Нил на вторую сессию позирования, она объявила, что портрет закончен — как образ надежд юности, дела, которое было начато с вниманием и энтузиазмом, но так и не было завершено. Это посвящение целому поколению, не вернувшемуся с войны во Вьетнаме.

Особенность заинтересованного и сочувствующего взгляда Элис Нил объясняется еще и выбором героев ее прямолинейных портретов с трогательными припухшими глазами и головами, которые неизменно крупнее, чем должны были бы быть. Они похожи на диких детей в мире взрослых, они любопытные и живые. «В политике и в жизни меня всегда привлекают неудачники, аутсайдеры», — писала художница.

Центр Помпиду
«Элис Нил. Внимательный взгляд»
До 16 января 2023

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+