18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Элис Нил и ее богемные герои в Центре Помпиду

Элис Нил. «Пегги». 1949. Фото: Malcolm Varon/The Estate of Alice Neel and of L.A. Louver, Venice, California
Элис Нил. «Пегги». 1949.
Фото: Malcolm Varon/The Estate of Alice Neel and of L.A. Louver, Venice, California
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Пока нью-йоркские коллеги Элис Нил спорили о будущем абстракции, она изображала их самих. В Париже показывают огромную выставку американской художницы, которая в своих портретах зафиксировала весь ХХ век, причем в неизменно фигуративной манере

Героиня картины Элис Нил «Марксистка» («Ирен Песликис») (1972) — основательница Нью-Йоркского института феминистского искусства — восседает в потрепанном фиолетовом кресле словно величественная императрица всея богемы. Правая нога Песликис закинута на подлокотник, а поднятая вверх рука обнаруживает небритую подмышку. Ее темно-карие глаза смотрят на нас в упор уязвимым, но не заигрывающим взглядом, как будто бы она боится спросить: «А кто вы вообще такие?».

В числе ее соседей — две девочки-школьницы, редактор журнала Life Дэвид Бурдон (который, по словам Нил, мурлыкал словно «кот, получивший сливки») и легендарный хранитель секретов и сплетен квирного Манхэттена Грегори Батткок (чье суровое выражение лица странным образом напоминает лицо «астурийского шахтера»). В экспозицию вошло 70 портретов друзей Элис Нил, ее сыновей, их бывших девушек, одиночек, отщепенцев, призывников, революционеров, будущих матерей, поэтов, музейных кураторов и незнакомцев с улицы. Это настоящий биографический словарь человеческого карнавала, целая жизнь в искусстве.

Элис Нил. «Марксистка» («Ирен Песликис»). 1972. Фото: The Estate of Alice Neel, David Zwirner and Victoria Miro
Элис Нил. «Марксистка» («Ирен Песликис»). 1972.
Фото: The Estate of Alice Neel, David Zwirner and Victoria Miro

Элис Нил родилась 28 января 1900 года (художница любила говорить, что она «на четыре недели младше века») и была, пожалуй, самой проницательной и глубокой исследовательницей человеческой природы этого бурного столетия американской истории. Она продолжала писать вплоть до момента, когда в 1984 году Роберт Мэпплторп сделал ее призрачную фотографию (вошедшую в парижскую экспозицию), на которой художница изображена всего за неделю до смерти.

Еще одно произведение в экспозиции, авторства Дженни Хольцер, представляет собой замечательный штрих к биографии Нил. В 1955 году, когда к ней пришли сотрудники ФБР, чтобы допросить ее о связях с коммунистической партией, она безуспешно пыталась усадить их позировать для картины.

Сказать, что Элис Нил сейчас в моде, — это не сказать ничего. Прошлым летом «Люди в первую очередь» — крупнейшая на сегодняшний день ретроспектива Нил в Нью-Йорке — полностью заняла несколько галерей в Метрополитен-музее. Газета The New York Times писала, что Нил «не уступает, а возможно, и превосходит таких художников, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон» (сильное заявление) и «просто обречена на культовый статус уровня Винсента ван Гога и Дэвида Хокни» (еще сильнее). Позднее «Люди в первую очередь» побывали в Музее Гуггенхайма в Бильбао и Музее Де Янга в Сан-Франциско и везде неизменно получали самые восторженные отзывы. В феврале следующего года парижская выставка отправится в лондонскую художественную галерею Barbican в чуть измененном формате и под новым названием «С пылу с жару». Это выражение взято из манифеста Нил: «В числе причин, почему я занималась живописью, было желание ухватить жизнь как она есть, с пылу с жару». Ее картины производят именно такое впечатление.

Выставка Элис Нил «Внимательный взгляд» в Центре Помпиду. Фото: Hélène MAURI/Centre Pompidou
Выставка Элис Нил «Внимательный взгляд» в Центре Помпиду.
Фото: Hélène MAURI/Centre Pompidou

Еще более выдающимися картины Элис Нил делает ее непоколебимая верность фигуративности — во времена, когда ньюйоркцы не могли определиться, за чем же все-таки будущее модернизма: за живописью действия, поп-артом, минимализмом, хеппенингом или чем-то другим. Пока они спорили, она их писала. На нежном портрете тощего Энди Уорхола, созданном в 1970-м, через два года после того, как в него стреляла Валери Соланас, изувеченная и обвисшая кожа на его грудной клетке едва держится на швах. Он задумчиво закрыл глаза, словно святой мученик. «Энди Уорхол» входит в число портретов Нил, которые выглядят незавершенными, но именно в этой незавершенности заключается их бесспорное совершенство.

Еще один такой портрет — «Чернокожий призывник» («Джеймс Хантер») (1965), изображающий молодого человека, только что призванного в армию, после того как президент Линдон Джонсон резко увеличил численность наземных ­войск во Вьетнаме. Его лицо, отмеченное выражением рассеянности и потерянности, и рука, поддерживающая голову, написаны яркими цветами, в остальном фигура лишь намечена контуром. Когда Хантер не пришел в мастерскую Нил на вторую сессию позирования, она объявила, что портрет закончен — как образ надежд юности, дела, которое было начато с вниманием и энтузиазмом, но так и не было завершено. Это посвящение целому поколению, не вернувшемуся с войны во Вьетнаме.

Особенность заинтересованного и сочувствующего взгляда Элис Нил объясняется еще и выбором героев ее прямолинейных портретов с трогательными припухшими глазами и головами, которые неизменно крупнее, чем должны были бы быть. Они похожи на диких детей в мире взрослых, они любопытные и живые. «В политике и в жизни меня всегда привлекают неудачники, аутсайдеры», — писала художница.

Центр Помпиду
«Элис Нил. Внимательный взгляд»
До 16 января 2023

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+