18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Один из полутора миллиардов, но все же сам по себе

Ай Вэйвэй на фоне инсталляции Letgo Room (2015) на выставке «Уорхол — Ай Вэйвэй» в Национальной галерее Виктории (Мельбурн, Австралия). Фото: National Gallery of Victoria
Ай Вэйвэй на фоне инсталляции Letgo Room (2015) на выставке «Уорхол — Ай Вэйвэй» в Национальной галерее Виктории (Мельбурн, Австралия).
Фото: National Gallery of Victoria
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Не так уж мало современных китайских художников добились внимания к себе со стороны мирового арт-сообщества. Хотя далеко не всех публика знает по имени. Ай Вэйвэя, автора новой книги мемуаров, знает наверняка

Известнейший китайский художник Ай Вэйвэй выпустил мемуары «1000 лет радостей и печалей», которые теперь изданы на русском языке «Альпиной нонфикшн». В своем эпическом повествовании он проследил историю Китая за последние 100 с лишним лет на примере собственной семьи. И начал с 1910 года, когда в зажиточной крестьянской семье родился его отец, впоследствии выдающийся китайский поэт Ай Цин. В 1950-м, на пике карьеры, тот возглавлял «Жэньминь вэньсюэ» — главное издание Всекитайской ассоциации литературы и искусства, жил в Пекине в роскошных апартаментах, имел прислугу. Так что Ай Вэйвэй появился на свет в 1957-м в атмосфере достатка и благополучия.

Ай Вэйвэй. «1000 лет радостей и печалей». М.: Альпина нонфикшн, 2022. 424 с.: ил.; 16 с. вкл.
Ай Вэйвэй. «1000 лет радостей и печалей». М.: Альпина нонфикшн, 2022. 424 с.: ил.; 16 с. вкл.

Зато в 1960-е, в период «культурной революции», семья хлебнула горя: их сослали в трудовой лагерь в пустыне Гурбантюнгут (в «маленькую Сибирь»), поселили в землянке; отец мыл общественные туалеты и каждый день на политинформации каялся в грехах перед двумя сотнями человек. По сравнению с условиями, в которых Ай Вэйвэй жил со своих 10 до 15 лет, то есть до реабилитации отца, антиутопия Оруэлла кажется милой детской сказкой. Будущий художник вырос стоиком. Как и его отец, он безмерно одарен: его неукротимая энергия проявляется не только в масштабных инсталляциях, но и в фотографии, кинодокументалистике, архитектуре, теперь вот в мемуарах.

В юности он хотел стать мультипликатором и был в числе первых китайских студентов, отправившихся в 1981-м учиться в США. Спустя 13 лет, так и не окончив колледж и не сумев пробиться на арт-сцене, он вернулся на родину. Именно в Китае к нему пришла международная известность. В 1999-м он участвовал в Венецианской биеннале, а в 2010-м в Турбинном зале Тейт Модерн разбросал на полу 100 млн раскрашенных вручную фарфоровых семечек, тем самым продемонстрировав почти безграничные производственные возможности Китая (семечки изготовило 1,6 тыс. ремесленников).

Ай Вэйвэй. Бело-голубая фарфоровая тарелка. 2017. Фото: Ai Weiwei studio
Ай Вэйвэй. Бело-голубая фарфоровая тарелка. 2017.
Фото: Ai Weiwei studio

На родине проявился еще один талант Ай Вэйвэя: он обладает необычайным социальным темпераментом и нетерпим к коррупции и лжи во власти. В середине 2000-х он стал популярным в Китае блогером и прославился, в частности, тем, что собрал и опубликовал имена 4851 ребенка, погибшего при землетрясении в провинции Сычуань в 2008 году. Художник связал их смерть с коррупцией и некачественным строительством школьных зданий.

После этого скандала Коммунистическая партия Китая объявила Ай Вэйвэя личным врагом. За ним установили слежку, его арт-проекты были заморожены, а построенная близ Шанхая мастерская — снесена. В 2011 году художника арестовали прямо в аэропорту, когда он улетал на открытие выставки в Гонконг. Всепланетная акция солидарности с ним стала беспрецедентной для художественного мира. В нее были вовлечены крупнейшие музеи и знаменитые художники; тысячи людей в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и других городах устраивали сидячие забастовки перед китайскими посольствами (акция «1001 стул для Ай Вэйвэя»). Спустя два с половиной месяца художника выпустили, а в 2015-м разрешили покинуть страну.

Ай Вэйвэй. Видео «Роняя урну династии Хань». 1995.  Фото: Guggenheim Museum
Ай Вэйвэй. Видео «Роняя урну династии Хань». 1995.
Фото: Guggenheim Museum

Мемуары написаны с ощутимой страстью, от них трудно оторваться. Они дают представление о таком Китае, который неизвестен широкой публике. Речь не только о бесчеловечном коммунистическом прошлом, но и о капиталистическом настоящем. Китайское экономическое чудо художника совсем не очаровало. По его мнению, государственная машина, как и во времена Мао, подавляет инакомыслие и безжалостна к идеологическим противникам. Ничем хорошим это не закончится, полагает автор. Учитывая, что в октябре 2022 года Си Цзиньпин в третий раз избран главой ЦК КПК и речь заходит о его пожизненном правлении, не исключено, что диссидентский пафос Ай Вэйвэя может оказаться пророческим.

И вторая причина, почему книгу надо прочесть: она создает важный международный контекст для российского искусства. Исподволь читателю становится понятно, что и Pussy Riot, и Петр Павленский — это не проявления посконного скоморошества, а вполне себе генеральная линия contemporary art, на стыке искусства, политики и медиа.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+