Домашние алтари обретают подлинный колорит и формат

Складень «Снятие с креста». Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Складень «Снятие с креста». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В фокусе эрмитажной реставрации — алтари-складни XV–XVI веков, созданные в Нидерландах разными мастерами. Результаты очередного этапа долгой работы, связанной в том числе с уточнением атрибуций, представлены сейчас на музейной выставке

Реставрация нидерландской живописи — большая программа, которую Эрмитаж реализует на протяжении почти десяти лет. Завершая каждый ее этап, музей демонстрирует работы на временных выставках, после чего они возвращаются на свои места в постоянной экспозиции. Сейчас в Аполлоновом зале Зимнего дворца представлена очередная серия отреставрированных шедевров ранней нидерландской живописи XV–XVI веков: здесь проходит выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации» (до 20 ноября).

Алтари-складни — это в определенном смысле интерактивные объекты. Скрепленные между собой деревянные створки служили молельными образами в различных местах и ситуациях — от частных спален до кафедральных соборов. Такой формат получил большое распространение в Нидерландах в позднее Средневековье и период Ренессанса. И экспонаты, представленные на эрмитажной выставке, принадлежат именно к этому типу изображений, хотя не во всех случаях с их классификацией прежде имелась полная ясность.

Робер Кампен. «Мадонна с Младенцем у камина». Правая часть диптиха. 1430-е. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Робер Кампен. «Мадонна с Младенцем у камина». Правая часть диптиха. 1430-е. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ранняя нидерландская живопись — настоящая жемчужина в коллекции музея, но долгое время подлинный колорит и некоторые детали сюжетов этих картин скрывались под плотными слоями старого лака и поздних записей. Музейные реставраторы возвращают им первоначальное звучание. «Это блестящий результат совместной работы отдела западноевропейского изобразительного искусства и отдела научной реставрации и консервации — и в научной сфере, и в области реставрации, — сказал на открытии выставки Георгий Вилинбахов, заместитель директора Эрмитажа по научной работе. — Реставраторы и хранители проделали огромную работу, и сейчас мы имеем возможность впервые по-настоящему увидеть отреставрированные произведения в том цвете, в каком они были созданы».

Центральное место во временной экспозиции занимают диптих Робера Кампена (1378–1444) «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с Креста» и картина «Моление о чаше» Питера Кука ван Альста (1502–1550). Все эти произведения — бывшие домашние алтари-складни, но только «Снятие с Креста» сохранило первоначальные вид и композицию.

Диптих Робера Кампена, одного из родоначальников масляной живописи наряду с братьями ван Эйками, попал в Эрмитаж уже в разобранном виде, как две отдельные картины, и многие десятилетия искусствоведы спорили о том, действительно ли это работы одного мастера. Тем более что в диптихе нарушена хронология евангельских событий: на таких алтарях сюжеты по времени идут слева направо, а здесь на левой створке изображен Христос после казни на руках у Бога Отца, на правой же — Мария держит на руках младенца Христа. Только последние исследования, в том числе проведенные с помощью приглашенного в Эрмитаж профессора Питера Кляйна, одного из ведущих европейских специалистов-дендрологов, окончательно подтвердили авторство Кампена. На обеих досках обнаружены полностью совпадающие по размерам и расположению следы от петель и застежки; обе доски, как подтвердил профессор Кляйн, происходят от одного фрагмента дерева.

Робер Кампен. «Троица». Левая часть диптиха. 1430-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Робер Кампен. «Троица». Левая часть диптиха. 1430-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Моление о чаше» Питера Кука ван Альста, одного из основателей крупнейшего клана нидерландских живописцев (его дочь стала женой Питера Брейгеля Старшего и матерью Питера Младшего и Яна Старшего), тоже первоначально было створкой небольшого алтаря-диптиха. Позже створку отделили и превратили в самостоятельную картину. Еще в конце 1940-х годов, когда эрмитажные специалисты проводили самую первую реставрацию, они установили, что оригинал подвергся серьезным изменениям. Оказалось, что неизвестный мастер в XVII веке распилил доску на несколько частей, сделал между ними вставки из дерева той же породы и дорисовал детали пейзажа. В результате площадь работы значительно увеличилась, из узкой створки она превратилась в обычную станковую картину. Кстати, авторство «Моления о чаше» многократно пересматривалось, еще в XIX веке многие тогдашние авторитеты приписывали его Альбрехту Дюреру. Недавние исследования поставили точку в этом вопросе: Питер Кук ван Альст — безусловный автор картины.

А складень-триптих «Снятие с Креста» специалисты считают работой неизвестного художника из мастерской Рогира ван дер Вейдена. И хотя композиция домашнего алтаря восходит к большому алтарю работы Рогира ван дер Вейдена, хранящемуся в Музее Прадо, дендрологические исследования показали: диптих создан не раньше 1513 года, то есть через полвека после смерти мастера.

Фотография картины Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» в инфракрасном спектре. Фото: Государственный Эрмитаж
Фотография картины Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» в инфракрасном спектре.
Фото: Государственный Эрмитаж

Главная задача, которая стояла перед эрмитажными реставраторами, — вернуть изображениям, созданным более 500 лет назад, колорит, максимально приближенный к первоначальному. И сделать это максимально сбалансированно, чтобы не «выпадали» фрагменты более ранней реставрации. «Было очень страшно, что после реставрации работы будут выделяться своим ярким колоритом, — вспоминает Николай Зыков, главный хранитель отдела западноевропейской живописи и куратор выставки. — До сих пор они все были покрыты одинаковым темным слоем старого лака и разница в цвете между исходными красками и более поздними была практически не видна. Нашим мастерам отлично удалось выдержать баланс».

В ходе реставрации специалисты не только удалили многовековые наслоения лака, но и восстановили некоторые детали сюжетов, в частности на картине «Моление о чаше». «Сначала мы подумали, что у апостола Павла действительно не была нарисована левая рука либо ее изображение исчезло, когда распиливали дерево, — рассказывает Максим Лапшин, один из реставраторов, — но нам удалось ее обнаружить под многочисленными слоями поздних записей и раскрыть».

Реставрация других работ из нидерландской коллекции продолжается. Уже засверкал возрожденными красками и деталями знаменитый триптих Уго ван дер Гуса «Поклонение волхвов», близится к завершению и восстановление «Мадонны во славе» Яна Провоста.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+