18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Домашние алтари обретают подлинный колорит и формат

Складень «Снятие с креста». Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Складень «Снятие с креста». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В фокусе эрмитажной реставрации — алтари-складни XV–XVI веков, созданные в Нидерландах разными мастерами. Результаты очередного этапа долгой работы, связанной в том числе с уточнением атрибуций, представлены сейчас на музейной выставке

Реставрация нидерландской живописи — большая программа, которую Эрмитаж реализует на протяжении почти десяти лет. Завершая каждый ее этап, музей демонстрирует работы на временных выставках, после чего они возвращаются на свои места в постоянной экспозиции. Сейчас в Аполлоновом зале Зимнего дворца представлена очередная серия отреставрированных шедевров ранней нидерландской живописи XV–XVI веков: здесь проходит выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации» (до 20 ноября).

Алтари-складни — это в определенном смысле интерактивные объекты. Скрепленные между собой деревянные створки служили молельными образами в различных местах и ситуациях — от частных спален до кафедральных соборов. Такой формат получил большое распространение в Нидерландах в позднее Средневековье и период Ренессанса. И экспонаты, представленные на эрмитажной выставке, принадлежат именно к этому типу изображений, хотя не во всех случаях с их классификацией прежде имелась полная ясность.

Робер Кампен. «Мадонна с Младенцем у камина». Правая часть диптиха. 1430-е. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Робер Кампен. «Мадонна с Младенцем у камина». Правая часть диптиха. 1430-е. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ранняя нидерландская живопись — настоящая жемчужина в коллекции музея, но долгое время подлинный колорит и некоторые детали сюжетов этих картин скрывались под плотными слоями старого лака и поздних записей. Музейные реставраторы возвращают им первоначальное звучание. «Это блестящий результат совместной работы отдела западноевропейского изобразительного искусства и отдела научной реставрации и консервации — и в научной сфере, и в области реставрации, — сказал на открытии выставки Георгий Вилинбахов, заместитель директора Эрмитажа по научной работе. — Реставраторы и хранители проделали огромную работу, и сейчас мы имеем возможность впервые по-настоящему увидеть отреставрированные произведения в том цвете, в каком они были созданы».

Центральное место во временной экспозиции занимают диптих Робера Кампена (1378–1444) «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с Креста» и картина «Моление о чаше» Питера Кука ван Альста (1502–1550). Все эти произведения — бывшие домашние алтари-складни, но только «Снятие с Креста» сохранило первоначальные вид и композицию.

Диптих Робера Кампена, одного из родоначальников масляной живописи наряду с братьями ван Эйками, попал в Эрмитаж уже в разобранном виде, как две отдельные картины, и многие десятилетия искусствоведы спорили о том, действительно ли это работы одного мастера. Тем более что в диптихе нарушена хронология евангельских событий: на таких алтарях сюжеты по времени идут слева направо, а здесь на левой створке изображен Христос после казни на руках у Бога Отца, на правой же — Мария держит на руках младенца Христа. Только последние исследования, в том числе проведенные с помощью приглашенного в Эрмитаж профессора Питера Кляйна, одного из ведущих европейских специалистов-дендрологов, окончательно подтвердили авторство Кампена. На обеих досках обнаружены полностью совпадающие по размерам и расположению следы от петель и застежки; обе доски, как подтвердил профессор Кляйн, происходят от одного фрагмента дерева.

Робер Кампен. «Троица». Левая часть диптиха. 1430-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Робер Кампен. «Троица». Левая часть диптиха. 1430-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Моление о чаше» Питера Кука ван Альста, одного из основателей крупнейшего клана нидерландских живописцев (его дочь стала женой Питера Брейгеля Старшего и матерью Питера Младшего и Яна Старшего), тоже первоначально было створкой небольшого алтаря-диптиха. Позже створку отделили и превратили в самостоятельную картину. Еще в конце 1940-х годов, когда эрмитажные специалисты проводили самую первую реставрацию, они установили, что оригинал подвергся серьезным изменениям. Оказалось, что неизвестный мастер в XVII веке распилил доску на несколько частей, сделал между ними вставки из дерева той же породы и дорисовал детали пейзажа. В результате площадь работы значительно увеличилась, из узкой створки она превратилась в обычную станковую картину. Кстати, авторство «Моления о чаше» многократно пересматривалось, еще в XIX веке многие тогдашние авторитеты приписывали его Альбрехту Дюреру. Недавние исследования поставили точку в этом вопросе: Питер Кук ван Альст — безусловный автор картины.

А складень-триптих «Снятие с Креста» специалисты считают работой неизвестного художника из мастерской Рогира ван дер Вейдена. И хотя композиция домашнего алтаря восходит к большому алтарю работы Рогира ван дер Вейдена, хранящемуся в Музее Прадо, дендрологические исследования показали: диптих создан не раньше 1513 года, то есть через полвека после смерти мастера.

Фотография картины Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» в инфракрасном спектре. Фото: Государственный Эрмитаж
Фотография картины Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» в инфракрасном спектре.
Фото: Государственный Эрмитаж

Главная задача, которая стояла перед эрмитажными реставраторами, — вернуть изображениям, созданным более 500 лет назад, колорит, максимально приближенный к первоначальному. И сделать это максимально сбалансированно, чтобы не «выпадали» фрагменты более ранней реставрации. «Было очень страшно, что после реставрации работы будут выделяться своим ярким колоритом, — вспоминает Николай Зыков, главный хранитель отдела западноевропейской живописи и куратор выставки. — До сих пор они все были покрыты одинаковым темным слоем старого лака и разница в цвете между исходными красками и более поздними была практически не видна. Нашим мастерам отлично удалось выдержать баланс».

В ходе реставрации специалисты не только удалили многовековые наслоения лака, но и восстановили некоторые детали сюжетов, в частности на картине «Моление о чаше». «Сначала мы подумали, что у апостола Павла действительно не была нарисована левая рука либо ее изображение исчезло, когда распиливали дерево, — рассказывает Максим Лапшин, один из реставраторов, — но нам удалось ее обнаружить под многочисленными слоями поздних записей и раскрыть».

Реставрация других работ из нидерландской коллекции продолжается. Уже засверкал возрожденными красками и деталями знаменитый триптих Уго ван дер Гуса «Поклонение волхвов», близится к завершению и восстановление «Мадонны во славе» Яна Провоста.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+