18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Рисунки Франка Ауэрбаха — загадочные и самодостаточные

Франк Ауэрбах в своей студии. 2015. Фото: Nicola Bensley/Piano Nobile
Франк Ауэрбах в своей студии. 2015.
Фото: Nicola Bensley/Piano Nobile
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

На протяжении десятилетий живопись классика послевоенного искусства затмевала его графические работы. Но пришло время присмотреться и к ним

Работы Франка Ауэрбаха (р. 1931), немецкого еврея, еще ребенком переправленного в Великобританию и сделавшего там впечатляющую художественную карьеру, давно привлекают к себе и зрителей, и искусствоведов. Только за последние годы его творчеству была посвящена целая вереница выставок и книжных публикаций, включая переиздания. Так что же нового может предложить книга «Франк Ауэрбах: рисунки людей» своим читателям?

Как следует из заголовка, издание сосредоточено на портретных рисунках, чему прежде уделялось мало внимания. Соредактор книги Марк Халлетт, директор по исследованиям в Центре Пола Меллона в Лондоне, полагает, что такие изображения часто «пропадают из поля зрения, вытесняются» в силу активного интереса к живописным работам Ауэрбаха. Краткое введение Халлетта погружает в контекст творчества художника, а далее следуют пять эссе, предлагающие свежие точки зрения.

Frank Auerbach: Drawings of People/Mark Hallett and Catherine Lampert, eds. Paul Mellon Centre; Yale. 336 с.: 200 ил. £40, $50. На английском языке
Frank Auerbach: Drawings of People/Mark Hallett and Catherine Lampert, eds. Paul Mellon Centre; Yale. 336 с.: 200 ил. £40, $50. На английском языке

Джеймс Финч, помощник куратора по искусству XIX–XX веков в Тейт, отмечает острую потребность Ауэрбаха переносить свои впечатления на бумагу. Любопытна и связь, которую Финч выявляет между его работами и определением портретной живописи, сформулированным искусствоведом Эрвином Панофски в «Ранней нидерландской живописи» (1953). Речь об идеях индивидуальности и тотальности, которые Ауэрбах выражает с помощью изображения своих моделей в пустом пространстве.

Дэвид Алан Меллор, профессор Университета Сассекса, находит новые контексты портретных рисунков Ауэрбаха в произведениях Чарльза Диккенса, Уолтера Сикерта, Антонена Арто и английского художника Джеральда Уайльда. Меллор также доказывает важность влияния на Ауэрбаха кинематографа, театра, мюзик-холла и рекламы.

Эссе Кейт Аспиналл посвящено процессу рисования. Историк искусства и художница внимательна к деталям, при этом она делает важное обобщение: «Глядя на рисованные портреты Ауэрбаха, мы оказываемся в подвешенном состоянии между уверенностью и растворением».

Франк Ауэрбах. «Голова E. O.W». 1959–60. Фото: Tate
Франк Ауэрбах. «Голова E. O.W». 1959–60.
Фото: Tate

Художника и писателя Александра Массураса интересует прежде всего то, каким образом эти работы приобретают эффект длительности во времени. Исследуя опять-таки кинематографические качества рисунков Ауэрбаха, Массурас делает несколько сравнений с работами Уильяма Колдстрима. Также он отмечает, что «субъект — это не просто натурщик в его или ее физическом образе, это встреча человека с Ауэрбахом в контексте его студии».

Как раз о взаимоотношениях автора с натурщиками идет речь в эссе Барнаби Райта, заместителя директора Галереи Курто. На примере девяти постоянных моделей этого художника он демонстрирует, как сама жизнь разворачивается и трансформируется в рисунках Ауэрбаха. 

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+