18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Рисунки Франка Ауэрбаха — загадочные и самодостаточные

Франк Ауэрбах в своей студии. 2015. Фото: Nicola Bensley/Piano Nobile
Франк Ауэрбах в своей студии. 2015.
Фото: Nicola Bensley/Piano Nobile
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

На протяжении десятилетий живопись классика послевоенного искусства затмевала его графические работы. Но пришло время присмотреться и к ним

Работы Франка Ауэрбаха (р. 1931), немецкого еврея, еще ребенком переправленного в Великобританию и сделавшего там впечатляющую художественную карьеру, давно привлекают к себе и зрителей, и искусствоведов. Только за последние годы его творчеству была посвящена целая вереница выставок и книжных публикаций, включая переиздания. Так что же нового может предложить книга «Франк Ауэрбах: рисунки людей» своим читателям?

Как следует из заголовка, издание сосредоточено на портретных рисунках, чему прежде уделялось мало внимания. Соредактор книги Марк Халлетт, директор по исследованиям в Центре Пола Меллона в Лондоне, полагает, что такие изображения часто «пропадают из поля зрения, вытесняются» в силу активного интереса к живописным работам Ауэрбаха. Краткое введение Халлетта погружает в контекст творчества художника, а далее следуют пять эссе, предлагающие свежие точки зрения.

Frank Auerbach: Drawings of People/Mark Hallett and Catherine Lampert, eds. Paul Mellon Centre; Yale. 336 с.: 200 ил. £40, $50. На английском языке
Frank Auerbach: Drawings of People/Mark Hallett and Catherine Lampert, eds. Paul Mellon Centre; Yale. 336 с.: 200 ил. £40, $50. На английском языке

Джеймс Финч, помощник куратора по искусству XIX–XX веков в Тейт, отмечает острую потребность Ауэрбаха переносить свои впечатления на бумагу. Любопытна и связь, которую Финч выявляет между его работами и определением портретной живописи, сформулированным искусствоведом Эрвином Панофски в «Ранней нидерландской живописи» (1953). Речь об идеях индивидуальности и тотальности, которые Ауэрбах выражает с помощью изображения своих моделей в пустом пространстве.

Дэвид Алан Меллор, профессор Университета Сассекса, находит новые контексты портретных рисунков Ауэрбаха в произведениях Чарльза Диккенса, Уолтера Сикерта, Антонена Арто и английского художника Джеральда Уайльда. Меллор также доказывает важность влияния на Ауэрбаха кинематографа, театра, мюзик-холла и рекламы.

Эссе Кейт Аспиналл посвящено процессу рисования. Историк искусства и художница внимательна к деталям, при этом она делает важное обобщение: «Глядя на рисованные портреты Ауэрбаха, мы оказываемся в подвешенном состоянии между уверенностью и растворением».

Франк Ауэрбах. «Голова E. O.W». 1959–60. Фото: Tate
Франк Ауэрбах. «Голова E. O.W». 1959–60.
Фото: Tate

Художника и писателя Александра Массураса интересует прежде всего то, каким образом эти работы приобретают эффект длительности во времени. Исследуя опять-таки кинематографические качества рисунков Ауэрбаха, Массурас делает несколько сравнений с работами Уильяма Колдстрима. Также он отмечает, что «субъект — это не просто натурщик в его или ее физическом образе, это встреча человека с Ауэрбахом в контексте его студии».

Как раз о взаимоотношениях автора с натурщиками идет речь в эссе Барнаби Райта, заместителя директора Галереи Курто. На примере девяти постоянных моделей этого художника он демонстрирует, как сама жизнь разворачивается и трансформируется в рисунках Ауэрбаха. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+