18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще одна залеченная нью-йоркская рана после 11 сентября

Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви. Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви.
Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Историческое здание Свято-Никольской церкви Константинопольского патриархата почти полностью погибло под обломками Всемирного торгового центра. Храм решили не восстанавливать, а построить заново — по проекту знаменитого архитектора Сантьяго Калатравы

После многолетних задержек, вызванных финансовыми, юридическими и бюрократическими трудностями, в октябре свои двери открыл обновленный Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви — единственный молитвенный дом, разрушенный во время известного террористического акта 11 сентября 2001 года.

Проект стоимостью $95 млн разработал испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Источником вдохновения ему послужила мозаика, изображающая Богоматерь на троне с младенцем Христом, которую он видел в мечети Айя-София — бывшем греческом православном храме и объекте всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле.

Открытие церкви, которую освятили еще в июле, стало кульминацией $3,9-миллиардного проекта по восстановлению и перестройке комплекса Всемирного торгового центра.

Строительство велось под наблюдением Американской архиепископии Константинопольской православной церкви и под руководством Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси. Соглашение о возведении храма в парке Свободы на Манхэттене было заключено в 2008 году, но позднее его отложили до 2011 года из-за логистических трудностей. В 2017 году реализация проекта вновь застопорилась в связи с нехваткой финансирования.

Купол Свято-Никольского национального храма. Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
Купол Свято-Никольского национального храма.
Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine

Оригинальное здание по адресу Сидар-стрит, 115, где в XIX веке располагалась таверна, впервые заработало в качестве храма в 1919 году. Оно было уничтожено при обрушении Всемирного торгового центра, а теперь его заменила новая межконфессиональная церковь. Из-под обломков удалось спасти лишь несколько реликвий. В их числе поврежденная икона святого Диониса Закинфского, покровителя греческого острова Закинф, которую установили в новом молельном доме, выходящем на Национальный мемориал и музей 11 сентября.

Новое здание выделяется фасадом из пентелийского мрамора. «Пентелийский мрамор добывают из той же горы, от которой Геракл оторвал кусок, чтобы построить Акрополь и Парфенон в Афинах более 2 тыс. лет назад, — рассказывает Майкл Псарос, председатель организации «Друзья церкви святого Николая». — Это единственный случай, когда правительство Греции дало разрешение на вывоз этого вида мрамора за пределы страны». Камень нарезали настолько тонко, что, как говорит Псарос, «солнечный свет буквально проходит сквозь мраморную стену, благодаря чему здание светится изнутри».

«Это современный храм, но он отражает православную традицию, — продолжает он. — Его двери открыты для людей любой веры, национальности и конфессии».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+