18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Еще одна залеченная нью-йоркская рана после 11 сентября

Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви. Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви.
Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Историческое здание Свято-Никольской церкви Константинопольского патриархата почти полностью погибло под обломками Всемирного торгового центра. Храм решили не восстанавливать, а построить заново — по проекту знаменитого архитектора Сантьяго Калатравы

После многолетних задержек, вызванных финансовыми, юридическими и бюрократическими трудностями, в октябре свои двери открыл обновленный Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви — единственный молитвенный дом, разрушенный во время известного террористического акта 11 сентября 2001 года.

Проект стоимостью $95 млн разработал испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Источником вдохновения ему послужила мозаика, изображающая Богоматерь на троне с младенцем Христом, которую он видел в мечети Айя-София — бывшем греческом православном храме и объекте всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле.

Открытие церкви, которую освятили еще в июле, стало кульминацией $3,9-миллиардного проекта по восстановлению и перестройке комплекса Всемирного торгового центра.

Строительство велось под наблюдением Американской архиепископии Константинопольской православной церкви и под руководством Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси. Соглашение о возведении храма в парке Свободы на Манхэттене было заключено в 2008 году, но позднее его отложили до 2011 года из-за логистических трудностей. В 2017 году реализация проекта вновь застопорилась в связи с нехваткой финансирования.

Купол Свято-Никольского национального храма. Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
Купол Свято-Никольского национального храма.
Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine

Оригинальное здание по адресу Сидар-стрит, 115, где в XIX веке располагалась таверна, впервые заработало в качестве храма в 1919 году. Оно было уничтожено при обрушении Всемирного торгового центра, а теперь его заменила новая межконфессиональная церковь. Из-под обломков удалось спасти лишь несколько реликвий. В их числе поврежденная икона святого Диониса Закинфского, покровителя греческого острова Закинф, которую установили в новом молельном доме, выходящем на Национальный мемориал и музей 11 сентября.

Новое здание выделяется фасадом из пентелийского мрамора. «Пентелийский мрамор добывают из той же горы, от которой Геракл оторвал кусок, чтобы построить Акрополь и Парфенон в Афинах более 2 тыс. лет назад, — рассказывает Майкл Псарос, председатель организации «Друзья церкви святого Николая». — Это единственный случай, когда правительство Греции дало разрешение на вывоз этого вида мрамора за пределы страны». Камень нарезали настолько тонко, что, как говорит Псарос, «солнечный свет буквально проходит сквозь мраморную стену, благодаря чему здание светится изнутри».

«Это современный храм, но он отражает православную традицию, — продолжает он. — Его двери открыты для людей любой веры, национальности и конфессии».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+