18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Бразильская художница прошла по стопам российской экспедиции

«Самец и самка обезьян из семейства игрунковых». Иоганн Мориц Ругендас. 1823. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
«Самец и самка обезьян из семейства игрунковых». Иоганн Мориц Ругендас. 1823.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Современная бразильская художница Алини Шавиер Минейру посвятила проект в «Царицыно» российской естественно-научной экспедиции двухвековой давности, а также 200-летию независимости своей страны

Выставка «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» посвящена художественному осмыслению наследия Григория Лангсдорфа, который со своей командой в 1824–1829 годах поднялся по Амазонке в глубь Бразилии так далеко, как не удавалось до него ни одному из исследователей. Сама Алини Минейру, бразильская художница и режиссер, родом из Минас-Жерайса, гористого штата на юго-востоке Бразилии, откуда стартуют многие научные экспедиции, отправляющиеся изучать отдаленные районы. И хотя дух странствий очевидно увлекает художницу, о причине выбора темы больше говорит вторая часть названия выставки.

Гербарий, привезенной экспедицией Лагенсдорфа, и созданные под его впечатлением работы Алини Шавиер Минейру в экспозиции выставки. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Гербарий, привезенной экспедицией Лагенсдорфа, и созданные под его впечатлением работы Алини Шавиер Минейру в экспозиции выставки.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

«На ваших глазах» в двух залах Большого дворца в «Царицыно» заново рождается многое. Здесь речь идет о новых знаниях о коренном населении Бразилии и новых видах животных и растений, которые экспедиция Лангсдорфа открывала на каждом шагу. О том, как уникальные, невиданные материалы, ценой здоровья и жизни исследователей привезенные в Петербург, были более чем на столетие забыты в архивах и, по сути, заново открыты в 1930–1950-е годы. О том, что в годы экспедиции (работа по ее организации велась с 1822-го) Бразилия рождалась как самостоятельная страна, и о том, что кое-что в ней так и не успело развиться в полную силу — как многие группы коренных народов, о которых известно только по записям экспедиции Лангсдорфа. На наших глазах из калейдоскопа артефактов складывается некая новая история, в которую дополнительную главу вносят впечатления Алини Минейру от Петербурга и Москвы (она вначале исследовала материалы экспедиции в музеях и архивах города на Неве, а потом, в рамках трехмесячной арт-резиденции — в «Царицыно»).

Зарисовки рыб Амазонки (сомы, рыба-нож, дорадо), сделанные художником экспедиции Эркюлем Флорансом летом 1827 года. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Зарисовки рыб Амазонки (сомы, рыба-нож, дорадо), сделанные художником экспедиции Эркюлем Флорансом летом 1827 года.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Первый зал показывает научные и художественные материалы экспедиции Лангсдорфа, в которые инсталлированы фото, видео, скульптурные и прочие работы Алини Минейру. Иногда они легко различимы. Вот банки с рыбами в формалине, привезенные прямо из Бразилии 200 лет назад: красный паку, пиранья пятнистая и золотой дорадо (предоставлены Зоологическим институтом РАН). А рядом их фото, превращающие выцветшие уже тушки в произведения искусства в колорите старых мастеров. Тут же явно поразившие художницу фото питерских архивов и НИИ, документы экспедиции в огромных коробках. Для выставки Минейру выбрала те документы, что еще не публиковались. На листах гербариев — записи самого Лангсдорфа и его коллег (с ним ездили не только ученые, французские и немецкие, но и художники, большая половина из которых упокоилась в бразильских джунглях), а потом многочисленные штампы и пометки, накопившиеся за 200 лет, заканчивая современными штрих-кодами (предоставлены Ботаническим институтом имени В.Л.Комарова).

Рисунки цветущих растений Бразилии, сделанные художниками экспедиции Йоганнном Морицом Ругендасом, Эркюлем Флорансом и Адрианом Тонеем в 1824-1828 годах. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Рисунки цветущих растений Бразилии, сделанные художниками экспедиции Йоганнном Морицом Ругендасом, Эркюлем Флорансом и Адрианом Тонеем в 1824-1828 годах.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Для создания аудио- и видеоинсталляций Алини Минейру училась работать с проявителями, которыми пользовались первые фотографы, писала чернилами, по составу идентичными чернилам XIX века, изучала приемы таксидермии, применявшиеся в экспедициях того времени, соединяя их с привычными ей методами обработки изображений: 3D-сканированием и видеозахватом с высоким разрешением. В первом зале песню «Святой дух» исполняет чернокожий бразильский певец Маурисио Тизумба. Рядом — рисунок художника экспедиции Эркюля Флоранса, выбранный потому, что он единственный, где изображенные цветные люди не находятся в положении рабов.

Видео-звуковая инсталляция «Перед глазами» Алини Шавиер Минейру. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Видео-звуковая инсталляция «Перед глазами» Алини Шавиер Минейру.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Но настоящее царство звука — второй, подземный зал выставки. Упомянутый Эркюль Флоранс, франко-бразильский художник и изобретатель, придумал собственный способ записи звуков, издаваемых животными, в виде музыкальных партитур. На это художника вдохновил, по его словам, «оркестр птиц», услышанный в Амазонии. Таким образом, Флоранс стал пионером того, что мы сейчас называем биоакустикой. Эти записи художница использовала для грандиозной звуковой инсталляции, в которой слышны голоса рыжебрюхого дрозда сабиа, национальной птицы Бразилии, гологорлого звонаря (арапонга) и трогон-суруку в сочетании со звуками аналоговых и цифровых музыкальных инструментов. Те же звуки преобразованы в видеопроекции на стенах. Бродящий в оглушающей темноте зритель натыкается в ней на удивительные изображения птиц и древесных животных, сделанные самоотверженным Флорансом.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах
До 15 января 2023

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+