18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На Аляске активно возрождают искусство коренных народов

Т. Дж. Янг. 3D-тотемный столб перед домом Уолтера Соболефф в Джуно.    Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute
Т. Дж. Янг. 3D-тотемный столб перед домом Уолтера Соболефф в Джуно.
Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В столице самого северного американского штата, городе Джуно, воплощаются амбиции яркой, но подзабытой национальной культуры. Во главе движения — активисты и художники народов хайда, тлинкитов и цимшианов

Население городка Джуно, столицы Аляски, составляет лишь одну десятую от численности жителей Анкориджа, крупнейшего города штата. Более того, Джуно полностью отрезан от основной сети дорог Северной Америки. Но сейчас административный центр штата переживает настоящий художественный ренессанс, и все благодаря представителям трех основных коренных народов: хайда, тлинкитов и цимшианов.

Большинство туристов прибывают в Джуно на круизных лайнерах — для них это только остановка перед путешествиями по ледникам или медвежьим заповедникам. А здесь стоит задержаться, ведь главная достопримечательность Джуно, которая только начала приобретать известность, — возможность познакомиться с искусством коренного населения Аляски.

Хотя местным арт-практикам уже несколько тысячелетий, лишь недавние проекты, включая открытие обновленного крыла Северо-Западного побережья в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке в мае 2022 года, смогли повысить узнаваемость искусства этого региона в США.

«Миссионеры десятилетиями уничтожали местное искусство, считая, что коренные народы, туземцы, поклоняются идолам. Теперь, спустя много лет, племена начали трудный путь к возрождению своих арт-практик», — говорит представитель коренных народов Розита Уорл, президент Института наследия Sealaska (SHI), некоммерческой организации, основанной в 1980 году для поддержки культуры хайда, тлинкитов и цимшианов.

Арт-ренессанс в Джуно стал набирать обороты в 2015 году, когда SHI открыл штаб-квартиру и галерею в центре города в особняке Уолтера Соболефф, скончавшегося в 2011 году тлинкитского старейшины, ученого и религиозного лидера. Это здание, само по себе произведение искусства, строительство которого обошлось в $20 млн, напоминает декоративный сундук из гнутого дерева, какие коренные жители долгое время использовали для хранения пищи и погребения. Роспись массивных внешних панелей здания создана художником из народа хайда Робертом Дэвидсоном. А конструкции над главным входом в здание — работа цимшианского художника Дэвида А. Боксли и его сына Дэвида Р. Боксли.

Дэвид А. Боксли, Дэвид Р. Боксли. Фасад здания штаб-квартиры SHI в Джуно.   Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute
Дэвид А. Боксли, Дэвид Р. Боксли. Фасад здания штаб-квартиры SHI в Джуно.
Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute

Летом у SHI открылся арт-кампус — это уже второй этап выполнения громкой миссии по превращению Джуно в «мировую столицу искусства Северо-Западного побережья». В парке есть большая открытая площадка и павильон, которыми могут бесплатно пользоваться начинающие артисты и художники. Кампус был открыт во время биеннале местного искусства и культуры в Джуно — фестиваль вернулся в город после четырехлетнего перерыва.

В 2021 году SHI получил грант в размере $2,9 млн от Фонда Меллона на установку первых 10 тотемных столбов из запланированных 30, которые появятся вдоль набережной в центре Джуно в рамках проекта Kooteeyaa Deiyí («Тропа тотемных столбов»). Первые столбы, резьба для которых создавалась художниками тлинкитами, хайда и цимшианами, будут представлены публике в следующем году, рядом разместят таблички с объяснениями символов и узоров. Они дополнят 3D-тотемный столб хайда Т.-Дж.Янга, который появился перед домом Уолтера Соболефф в июне. Арт-объект является частью монументальной художественной инсталляции «Лица Аляски» — бронзовые маски семи основных коренных народов штата собираются установить в ближайшие два года.

30 тотемных столбов появятся в центре Джуно в рамках проекта «Тропа тотемных столбов». Фото: Stacy Unzicker/Sealaska Heritage Institute
30 тотемных столбов появятся в центре Джуно в рамках проекта «Тропа тотемных столбов».
Фото: Stacy Unzicker/Sealaska Heritage Institute

Деньги на искусство на Аляске в последние пять лет выбивались с трудом. В основном они поступают благодаря грантам Национального фонда искусств (NEA) — за эти годы получено почти $8 млн, но и из других источников. Из потраченных $12,7 млн на новый кампус искусств SHI часть средств дали NEA, Министерство образования США и Служба национальных парков, а также это были пожертвования более 700 частных доноров.

«SHI делает огромную работу, — считает Джон Хаген, куратор отдела искусства и инициатив коренных народов в Музее Анкориджа. — У них ясная цель — стать центром искусства коренных жителей Аляски в штате. Хотя подтягиваются и другие». Среди последних он отмечает Культурный и туристический центр Морриса Томпсона в Фэрбанксе, Музей народа алутик в Кадьяке и музей Анкориджа — все они тоже представляют искусство коренных народов Аляски. «В этих местах всегда были художники, — говорит Хаген. — Теперь появилась реальная возможность показать их талант, развивать национальное искусство и тесно связанную с ним культуру коренных народов».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
6
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+