18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Лицо русской провинции в 100 портретах

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Петербургский Манеж для выставки «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» аккумулировал экспонаты из 17 отечественных музеев. Всего на ней представлено 100 портретов часто неизвестных авторов

Выставка показывает, как под влиянием Петровских реформ в российской провинции воцарился светский портрет. Концепцию выставки придумал Павел Пригара, недавно покинувший пост директора Центрального выставочного зала «Манеж». Это свое­образное продолжение проекта «Христос в темнице», который знакомил петербургскую публику, воспитанную по большей части на классицизме и немного на барокко, с древнерусской деревянной религиозной скульптурой.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Провинциальные художники эпохи Просвещения искренне пытались заглянуть в душу своим персонажам, найти в них благонравие, основательность, уверенность в себе и своем будущем. Самый известный художник из представленных на выставке — Иван Тарханов (1780–1848), сын угличского священника, автор портретов представителей разных сословий. Художник подписывался как «живописец, коллежский регистратор». Последний титул ироничен: коллежский регистратор — 14-й, низший чин в российской чиновной Табели о рангах. Живописец, начиная с Петровских времен, вне чинов: талант решает. У Тарханова он был. Купцы Буторины, Сурины, Шапошниковы на его портретах показаны деловыми людьми, экономными на эмоции. Неизвестный купец позирует с важным документом в руке. Его супруга на парном портрете сжала в кулаке драпировку, а в другой руке держит платок. Она явно беспокоится за дела мужа.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Под вопросом авторство Тарханова портретов Василия Зимина, угличского городского головы, и его супруги Евдокии. Действительно, в них подозрительно мало искренности. Николай Мыльников (1797–1842) был потомственным художником. На лицах его купцов — Харитона Астапова и Ивана Дорофеева — больше эмоций, чем у персонажей Тарханова. Но супруги — Прасковья Астапова и Агафья Дорофеева — замкнуты и непроницаемы. Гордо носит свои ордена купец Василий Пивоваров на портрете неизвестного художника. Парный портрет его жены Евдокии выдает обеспеченную уездную даму в шитой золотом шали.

На десерт Манеж приготовил еще несколько портретов. Неизвестному автору принадлежит «Портрет мальчика с яблоком». Можно было бы принять его за беззаботную зарисовку. Но слишком серьезен взгляд ребенка, да еще он держит посох странника в правой руке. Может быть, художник думал об Адаме и последствиях первородного греха? Другой неизвестный мастер изобразил «записного раскольника», предположительно Григория Кочурихина. Этот пойдет до конца. Василий Мезенцев запечатлел Якова Мордвинова, военного, путешественника, писателя. Он нам известен по этому наивно-простоватому портрету. Неизвестный художник создал портрет Александры Темериной, переславль-залесской бизнес-леди, владелицы ткацкой фабрики. Она сумела получить для своих семерых детей потомственное дворянство. Дама приятная во всех отношениях.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Шедевр выставки — портрет княжны Анастасии Давыдовой кисти Николая Абхази (Апхазева). Княжне с выразительными черными очами около шести лет. Пройдет совсем немного времени, и она станет «смолянкой» — воспитанницей Смольного института благородных девиц, и попадет в знаменитый живописный сериал Дмитрия Левицкого.

Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков
Центральный выставочный зал «Манеж»
15 октября – 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+