18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Лицо русской провинции в 100 портретах

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Петербургский Манеж для выставки «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» аккумулировал экспонаты из 17 отечественных музеев. Всего на ней представлено 100 портретов часто неизвестных авторов

Выставка показывает, как под влиянием Петровских реформ в российской провинции воцарился светский портрет. Концепцию выставки придумал Павел Пригара, недавно покинувший пост директора Центрального выставочного зала «Манеж». Это свое­образное продолжение проекта «Христос в темнице», который знакомил петербургскую публику, воспитанную по большей части на классицизме и немного на барокко, с древнерусской деревянной религиозной скульптурой.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Провинциальные художники эпохи Просвещения искренне пытались заглянуть в душу своим персонажам, найти в них благонравие, основательность, уверенность в себе и своем будущем. Самый известный художник из представленных на выставке — Иван Тарханов (1780–1848), сын угличского священника, автор портретов представителей разных сословий. Художник подписывался как «живописец, коллежский регистратор». Последний титул ироничен: коллежский регистратор — 14-й, низший чин в российской чиновной Табели о рангах. Живописец, начиная с Петровских времен, вне чинов: талант решает. У Тарханова он был. Купцы Буторины, Сурины, Шапошниковы на его портретах показаны деловыми людьми, экономными на эмоции. Неизвестный купец позирует с важным документом в руке. Его супруга на парном портрете сжала в кулаке драпировку, а в другой руке держит платок. Она явно беспокоится за дела мужа.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Под вопросом авторство Тарханова портретов Василия Зимина, угличского городского головы, и его супруги Евдокии. Действительно, в них подозрительно мало искренности. Николай Мыльников (1797–1842) был потомственным художником. На лицах его купцов — Харитона Астапова и Ивана Дорофеева — больше эмоций, чем у персонажей Тарханова. Но супруги — Прасковья Астапова и Агафья Дорофеева — замкнуты и непроницаемы. Гордо носит свои ордена купец Василий Пивоваров на портрете неизвестного художника. Парный портрет его жены Евдокии выдает обеспеченную уездную даму в шитой золотом шали.

На десерт Манеж приготовил еще несколько портретов. Неизвестному автору принадлежит «Портрет мальчика с яблоком». Можно было бы принять его за беззаботную зарисовку. Но слишком серьезен взгляд ребенка, да еще он держит посох странника в правой руке. Может быть, художник думал об Адаме и последствиях первородного греха? Другой неизвестный мастер изобразил «записного раскольника», предположительно Григория Кочурихина. Этот пойдет до конца. Василий Мезенцев запечатлел Якова Мордвинова, военного, путешественника, писателя. Он нам известен по этому наивно-простоватому портрету. Неизвестный художник создал портрет Александры Темериной, переславль-залесской бизнес-леди, владелицы ткацкой фабрики. Она сумела получить для своих семерых детей потомственное дворянство. Дама приятная во всех отношениях.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Шедевр выставки — портрет княжны Анастасии Давыдовой кисти Николая Абхази (Апхазева). Княжне с выразительными черными очами около шести лет. Пройдет совсем немного времени, и она станет «смолянкой» — воспитанницей Смольного института благородных девиц, и попадет в знаменитый живописный сериал Дмитрия Левицкого.

Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков
Центральный выставочный зал «Манеж»
15 октября – 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+