Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

Дэвид Робертс. «Руины храма в Ком-Омбо (Верхний Нил, Египет)». 1842-1843. Фото: Touchstones Rochdale
Дэвид Робертс. «Руины храма в Ком-Омбо (Верхний Нил, Египет)». 1842-1843.
Фото: Touchstones Rochdale
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

Магия Древнего Еги­пта — гробницы фараонов, скрытые сокровища и неразгаданные тайны — гипнотизирует нас до сих пор, хотя прошло уже более 2 тыс. лет с момента падения той цивилизации. Но сколько правды в ее лакированной, окутанной мистикой истории — или это миф нового времени? Выставка «Видения Древнего Египта», открывшаяся в Норидже, в Центре изобразительных искусств Сейнсбери (до 1 января 2023 года), задается этим вопросом на фоне двух знаменательных и символичных дат — годовщин расшифровки египетских иероглифов (27 сентября 1822 года) и обнаружения роскошной гробницы Тутанхамона (4 ноября 1922 года).

«Мираж — вот подходящее слово для описания того, с чем мы пытаемся спорить с помощью этой экспозиции, — говорит Тео Вайс, помощник куратора музея Университета Восточной Англии. — Мы в подробностях разбираем то, что, как нам кажется, знаем о Древнем Египте, и пытаемся понять, как вообще возник этот миф».

Авол Эризку. «Нефертити» («Черная сила»). 2018. Фото: Courtsey Ben Brown Fine Arts
Авол Эризку. «Нефертити» («Черная сила»). 2018.
Фото: Courtsey Ben Brown Fine Arts

Наши современные, растиражированные представления о древнеегипетской культуре произрастают из западного колониального мышления, считает Вайс. «Исторически Египет часто был разменной монетой в политических играх. Западные державы успешно создавали миф о Египте, который можно было использовать для оправдания их программ и целей. Так обстояло во времена Августа и римлян, Наполеоновских войн, Британской империи — и вплоть до наших дней».

Выставка представляет собой постколониальную интерпретацию феномена Древнего Египта. В заявлении Центра Сейнсбери, опубликованном еще в 2021 году, эта экспозиция названа шагом к «переосмыслению колониальной истории, к установлению прозрачности и выяснению истинного происхождения предметов в коллекции». Новая политика музея в отношении реституции, которая, скорее всего, приведет к деколонизации фондов, была обозначена в отчете за 2020–2021 годы. Правда, она пока не реализована, хотя в качестве срока указано лето 2022 года.

На выставке представлены знаковые персонажи Древнего Египта. Так, один из разделов рассказывает о метаморфозах образа Клеопатры — от мудрой правительницы в средневековой арабской литературе до роковой дивы, сыгранной Элизабет Тейлор в фильме 1963 года. Представлен и портрет светской львицы в костюме Клеопатры, написанный Джошуа Рейнолдсом, и картина Криса Офили «Клеопатра» (1992), где царица предстает в образе Черной королевы, как сегодня называют Шарлотту, супругу английского короля Георга III, предположительно мулатку.

Другой раздел посвящен наследию Тутанхамона, юного фараона, царствовавшего в XIV веке до н.э. Это прежде всего архивные кадры с первых раскопок гробницы — именно после них началось всемирное помешательство на фигуре этого правителя. Рядом расположили предметы 1920-х годов, демонстрирующие, как знаменитая находка повлияла на дизайн одежды, украшений и мебели.

Дэвид Хокни. «Голова египтянина, исчезающая в облаках». 1986. Фото: York Museums Trust (York Art Gallery)
Дэвид Хокни. «Голова египтянина, исчезающая в облаках». 1986.
Фото: York Museums Trust (York Art Gallery)

Включены в выставку и работы египетских художников, послевоенных и нынешних, в том числе Чанта Аведиссиана, Маха Маамуна, Сары Саллам и Авола Эризку. Каждый из них по-своему разоблачает шаблоны. Например, Саллам — автор серии работ «Четвертая пирамида принадлежит ей» (2017): свои семейные фотографии она наложила на кадры с раскопок и архивные снимки, запечатлевшие египетскую народную культуру.

«Мы смотрим на мумии и воспринимаем их вне контекста», — говорит художница. В каталоге выставки она подчеркивает, что даже ее собственное отношение к Древнему Египту сложилось под влиянием Запада. Она пишет: «Мое творчество — отражение продолжающегося путешествия, цель которого — развенчание экзотики, приписанной наследию моей родины, и восстановление правды о моих предках». 

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+