18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальный музей Бразилии восстает из пепла, хотя и с трудом

Национальный музей Бразилии. Сентябрь 2022 года. Фото: Luiz Gomes/Fotoarena via ZUMA Press/TASS
Национальный музей Бразилии. Сентябрь 2022 года.
Фото: Luiz Gomes/Fotoarena via ZUMA Press/TASS
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Первая фаза реставрации здания, пострадавшего в катастрофическом пожаре 2018 года, фактически завершена, однако директор институции настойчиво призывает власти страны увеличить государственное финансирование работ

Через четыре года после того, как пожар охватил музейное здание, расположенное в парке Кинта-да-Боа-Виста в Рио-де-Жанейро, здесь представили результаты первой фазы его реконструкции. Проходящие мимо музея 7 сентября, в День независимости Бразилии, могли увидеть новый фасад и оригинальные мраморные статуи. Правда, из-за проблем с финансированием и отставания от запланированного графика работ пройтись по всем его залам посетители смогут не раньше чем в 2027 году.

Здание оставалось уязвимым для пожара на протяжении многих лет. Инспекторы предупреждали о высоком риске возгорания еще в 2004 году, а всего за несколько месяцев до катастрофы в прокуратуру поступила анонимная жалоба от архитектора, который отметил и сфотографировал потенциально опасные элементы. Однако должных мер не приняли. В ночь на 2 сентября 2018 года загорелся неисправный кондиционер, и пламя быстро распространилось по 122 помещениям. Всего за два часа само здание музея и более 18 млн экспонатов из его фондов были уничтожены.

Справка
Национальный музей Бразилии

Институция, изначально именовавшаяся Королевским музеем, была основана в Рио-де-Жанейро правителем Португалии Жуаном VI в 1818 году — незадолго до освобождения Бразилии от колониальной зависимости. Почти до конца XIX века музей размещался в здании, расположенном в городском парке Кампо-де-Сантана. В основу коллекции легло собрание уже существовавшего Дома естественной истории (главным образом образцы местной флоры и фауны), к которому присоединили несколько других коллекций, зоологических и минералогических. Музей постепенно разрастался, и в 1892 году он был переведен в более вместительное и солидное пространство, заняв бывшую королевскую резиденцию в парке Кинта-да-Боа-Виста.

Дворец Сан-Кристован первоначально принадлежал работорговцу Элиашу Антониу Лопешу. В 1808 году здание превратили в резиденцию португальской королевской семьи, позднее, до провозглашения республики, здесь жила уже бразильская императорская семья. Вселившийся сюда Национальный музей Бразилии стал одним из крупнейших в западном полушарии собранием естественно-научных и антропологических экспонатов. Перед пожаром 2018 года его коллекция насчитывала более 20 млн единиц хранения, из которых огнем было уничтожено около 85%. Уцелело лишь 15% экспонатов, находившихся в отдельном хранилище. Катастрофически пострадало при пожаре и само здание музея.

Еще…

Нынешний директор музея Александр Кельнер вступил в эту должность всего за полгода до пожара. «Никто не пожелает себе такого, — сетует он. — Я вой­ду в историю как директор музея, который сгорел». Несмотря на задержки хода восстановительных работ, Кельнер твердо намерен довести дело до конца. Еще в 2018 году он обратился с открытым письмом к Национальному конгрессу Бразилии и тогдашним кандидатам в президенты с призывом увеличить финансирование сферы культуры и активнее поддерживать реконструкцию музея. Накануне новых выборов, которые должны пройти в октябре, Кельнер надеется увидеть «больше жестов доброй воли со стороны правительства и услышать определенные обещания в части финансирования культуры». И добавляет: «На сегодня мы близки к нулю».

Кадры с горящим Национальным музеем в 2018 году облетели весь мир. Фото: Buda Mendes/Getty Images
Кадры с горящим Национальным музеем в 2018 году облетели весь мир.
Фото: Buda Mendes/Getty Images

Специализирующаяся на реставрации культурного наследия фирма Construtora Biapó из Рио-де-Жанейро недавно закончила восстановление одного из фасадов; параллельно было отреставрировано несколько мраморных статуй, прежде украшавших крышу музея. Теперь их установят в прилегающем парке, а на здании разместят реплики, чтобы обезопасить оригиналы. Ряд экспозиций, в том числе коллекцию минералов, расположат на первом этаже так, чтобы их можно было увидеть с улицы. Но остальная часть здания будет по-прежнему закрыта для посещения.

Стоимость уже проведенных работ составила примерно 380 млн реалов ($75 млн), но окончательная сумма может достичь около 500 млн реалов ($97 млн). Федеральное правительство выделяет приблизительно 300 тыс. реалов ($58 тыс.) ежегодно. «Это, конечно, лучше, чем ничего. Но все равно это незначительные суммы по сравнению с тем, что действительно необходимо для реализации проекта», — говорит Кельнер. Муниципальные власти Рио-де-Жанейро выделили 55 млн реалов ($11 млн), еще около 50 млн реалов ($10 млн) пожертвовал Бразильский банк развития; значительный вклад также внесли частные благотворители и иностранные правительства.

С 2020 года внутренние работы в здании контролирует бюро H+F Architects из Сан-Паулу под руководством Эдуардо Феррони и Пабло Эренью. По словам Эренью, пожар так глубоко затронул конструкцию, что обнажил даже те ее части, которые не оказались бы на виду в ходе обычного ремонта. «Некоторые из этих слоев были скрыты на протяжении более 100 лет», — рассказывает он. Архитекторы надеются, что после реставрации история здания станет более доступной на визуальном уровне. «Мы хотели бы сделать так, чтобы посетители могли изу­чать историю через саму постройку, обнажить существующие в ней противоречия», — говорит Эренью.

Во время визита Альберта Эйнштейна в Национальный музей Бразилии в мае 1925 года.  Фото: National Museum of Brazil
Во время визита Альберта Эйнштейна в Национальный музей Бразилии в мае 1925 года.
Фото: National Museum of Brazil

Однако музей ждет и неизбежная модернизация. «Мы прилагаем усилия для того, чтобы сохранить все, что не было уничтожено. Но во многих случаях не осталось совсем ничего, — объясняет архитектор. — После реконструкции атмосфера станет более современной, но с вкраплениями сохранившихся и восстановленных элементов».

До пожара в музее было около 3,4 тыс. кв. м экспозиционного пространства, где демонстрировалось примерно 6 тыс. объектов. После реконструкции выставочная площадь увеличится до 5,5 тыс. кв. м, на которых смогут разместить около 10 тыс. экспонатов.

Один из важнейших элементов этого эпохального проекта — восстановление коллекции. У музея уже есть список объектов, которые он надеется получить в дар от бразильских и зарубежных институций. В частности, ЮНЕСКО пообещала передать ему в общей сложности 140 предметов. «Бразилия должна заслужить эти новые экспонаты, — говорит Кельнер. — Мы сможем доказать, что достойны получить их, только если восстановим дворец, оборудовав его передовыми системами безопасности».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+