18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Больше цвета: художник Даниель Бюрен преобразил вокзал в Льеже

Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже. Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris
Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже.
Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris

Француз Даниель Бюрен, известный в числе прочего гигантскими цветными инсталляциями на зданиях, придал новое звучание вокзалу, построенному по проекту Сантьяго Калатравы

Вокзал Льеж-Гийемен (Liège-Guillemins) — исключительная достопримечательность Бельгии. Творение архитектурного гения Сантьяго Калатравы, красавец вокзал похож на гигантского ската. Его волнообразная крыша площадью 32 тыс. кв. м опирается на 39 стальных арок, являя чудо современной инженерии и высокого строительного искусства. Здание не имеет боковых фасадов, оставаясь тем самым максимально распахнутым городу. Построенный в 2009 году вокзал обошелся в €437 млн, но в Льеже говорят, что он оправдал каждый вложенный цент: привлек туристов и радикально преобразил юго-западный район Гийемен, ранее знаменитый секс-шопами и дешевыми отелями. Сегодня здесь работают дизайнерские магазины, гастрономические лавки, рестораны и кафе, в 2015-м построили небоскреб Paradise Tour, а рядом с ним фешенебельное жилье. Очевидно, чтобы поддержать девелоперский и прочий предпринимательский «движ» и освежить память об архитектурном шедевре, бизнесмены Льежа во главе с коллекционером Стефаном Ухода (Uhoda Group — крупный европейский провайдер) придумали проект вокзального «тюнинга». Они пригласили звезду contemporary art Даниеля Бюрена создать на вокзале инсталляцию в его фирменном стиле.

Французскому художнику в этом году исполнилось 84 года. Нельзя сказать, что раньше Бюрен не был знаменит: «Венецианского льва» за лучший национальный павильон он получил еще в 1986 году. Но воистину звездного часа он дождался, перешагнув 70-летний рубеж. Его персональная выставка Monumenta в Гран-пале в 2012-м стала самой посещаемой парижской выставкой года. В 2016-м он сделал грандиозную инсталляцию «Обсерватория света» в Фонде Louis Vuitton. В 2019-м его ранняя «Живопись с неопределенными формами» (1966) ушла на Christie’s за рекордные $2,175 млн, превысив первоначальную оценку почти в два раза. В 2021-м Бюрен сделал инсталляцию на крыше Елисейского дворца, и президент Эмманюэль Макрон сказал, что эта работа «олицетворяет свободу и креативность», восторжествовавшие после отмены ковидного карантина.

«Обсерватория света» Даниеля Бюрена. Фото: Gehry Partners, LLP and Frank O. Gehry, © DB-Adagp, Paris 2020 / © Iwan Baan 2016
«Обсерватория света» Даниеля Бюрена.
Фото: Gehry Partners, LLP and Frank O. Gehry, © DB-Adagp, Paris 2020 / © Iwan Baan 2016

Бюрена ошибочно считают мастером одной картины или одного приема. Дескать, на каждой поверхности он рисует полоски (примерно как Яёи Кусама любую плоскость украшает точками) и в этом преуспел. Во-первых, он уже давно не рисует, а с помощь цветной пленки, разноцветных фонарей или дневного света создает световые инсталляции. А во-вторых, суть его революционного подхода не в полосках или цветных огнях, но в трансформации городского пространства. Он этим занимается всю жизнь. В 1970-е он выставлял полосатые холсты на улицу, на тротуар, и улица превращалась в арт-галерею. И только современные представления о городе как о силовом поле гуманизма, новомодные урбанистические теории «догнали» эту совершенно, на первый взгляд, абсурдную художественную практику. Когда люди поняли, что городу необходимо современное искусство — не монументы полководцам, а зыбкий, изменчивый, ускользающий сумасшедший арт, тот самый символ свободы и креативности, о котором говорил Макрон, Бюрен сделался нарасхват.

Фрагмент инсталляции Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже. Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris
Фрагмент инсталляции Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже.
Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris

В Льеже он придумал основное поле вокзальной крыши расцветить большими розовыми, оранжевыми, синими и зелеными квадратами, а боковые козырьки — мелкими шашечками цветов каталонского флага (желтыми, как желток, и красными, как запекшаяся кровь), отдав тем самым должное испанским корням архитектора. Калатрава, кстати, не возражал против такого преобразования его шедевра. Безусловно, без его авторского одобрения ничего бы не получилось.

Инсталляция называется Comme tombées du ciel, les couleurs in situ et en mouvement, что буквально переводится как «Цвета пространства и движения, словно упавшие с небес». Размеры и расположение цветных частей стали результатом интуитивного прозрения: Бюрен так видит. Общая площадь заклеенной цветными пленками крыши составила 10 тыс. кв. м. Инсталляцию в течение двух месяцев монтировала группа альпинистов. Реализация проекта стала общегородским предприятием, в которое, помимо прочих, были вовлечены, на возмездной основе, сидящие на пособии по безработице люди. В день открытия проекта, 15 октября, в городе был объявлен праздник с концертами, ярмаркой и прочими увеселениями.

Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже. Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris
Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже.
Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris

Цвет добавил и без того прекрасному вокзалу веселья. Инсталляция будет украшать его крышу ровно год, в течение которого со сменой сезонов каждый день можно будет наблюдать особенные световоздушные эффекты. В октябре следующего года, несмотря на внушительный бюджет в €600 тыс., инсталляция будет разобрана.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+