18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее изящных искусств Руана показывают выставку, созданную на основе текста Андре Бретона

Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона. Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle
Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона.
Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Сюрреалистический текст «Надя», изданный в 1928 году, стал отправной точкой для большой выставки, развивающей образы Андре Бретона и иллюстрирующей их работами его друзей и современников

«Надя» — так Андре Бретон называл Леону Делькур, странную молодую женщину, с которой у него был короткий роман. И так же, Nadja, от русского слова «надежда», назвал книгу, текст которой начинается фразой «Кто я есмь?» и завершается знаменитым высказыванием «Красота будет конвульсивной, или ее не будет вовсе». Эта повесть, написанная в 1927-м и опубликованная в 1928 году, является образцом сюрреалистического повествовательного жанра и одновременно теоретической декларацией. Она дает определение сюрреалистической «красоты» как вечно изменчивой, всегда грядущей и связанной с подсознательными импульсами. Книга стала важнейшей частью как истории литературы, как и истории искусства.

В том виде, как ее задумал автор, «Надя» усеяна изображениями, их четыре десятка, и они, по утверждению Бретона, отвечают «антилитературной» цели, цели «устранения любого описания». Это репродукции предшественников и современников поэта, работ Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста и даже Паоло Уччелло, фотографий Ман Рэя (он сделал фотоколлаж глаз Леоны, которые как будто могли менять форму), изображения странных предметов (пара бронзовых перчаток писательницы Лизы Деарм, математические инструменты), первобытное искусство (статуэтка моаи с острова Пасхи, воспроизведенная в книге, хранится теперь в парижском Музее на набережной Бранли). Выставка выстраивает все эти образы в общую линию и предлагает посетителю совершить прогулку по вселенной Нади и, в более широком смысле, сюрреализма.

Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923. Фото: Tate
Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923.
Фото: Tate

Таким образом, как объявляют кураторы проекта, воплощается исходный замысел автора: разнообразный набор картин, скульптур, рисунков, документов, объектов, фотографий, каждая иллюстрация книги дают толчок к размышлениям и позволяют выделить великих героев сюрреализма — среди них поэты, писатели и журналисты, такие как Луи Арагон, Робер Деснос, Поль Элюар, художники, включая Ман Рэя, Ива Танги, Макса Эрнста, а также основные темы этого художественного движения: сон, бессознательное, найденный объект, объективная случайность, встреча, Париж, кажущаяся странность древнего или незападного искусства, — и этапы его истории, от первого манифеста сюрреализма до 1940 года.

А Леона Делькур, как скупо напишет позже Андре Бретон, «оказалась сумасшедшей» и умерла в психиатрической лечебнице в возрасте 38 лет.

Музей изящных искусств Руана
«Надя, сюрреалистический маршрут»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+