18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее изящных искусств Руана показывают выставку, созданную на основе текста Андре Бретона

Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона. Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle
Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона.
Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Сюрреалистический текст «Надя», изданный в 1928 году, стал отправной точкой для большой выставки, развивающей образы Андре Бретона и иллюстрирующей их работами его друзей и современников

«Надя» — так Андре Бретон называл Леону Делькур, странную молодую женщину, с которой у него был короткий роман. И так же, Nadja, от русского слова «надежда», назвал книгу, текст которой начинается фразой «Кто я есмь?» и завершается знаменитым высказыванием «Красота будет конвульсивной, или ее не будет вовсе». Эта повесть, написанная в 1927-м и опубликованная в 1928 году, является образцом сюрреалистического повествовательного жанра и одновременно теоретической декларацией. Она дает определение сюрреалистической «красоты» как вечно изменчивой, всегда грядущей и связанной с подсознательными импульсами. Книга стала важнейшей частью как истории литературы, как и истории искусства.

В том виде, как ее задумал автор, «Надя» усеяна изображениями, их четыре десятка, и они, по утверждению Бретона, отвечают «антилитературной» цели, цели «устранения любого описания». Это репродукции предшественников и современников поэта, работ Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста и даже Паоло Уччелло, фотографий Ман Рэя (он сделал фотоколлаж глаз Леоны, которые как будто могли менять форму), изображения странных предметов (пара бронзовых перчаток писательницы Лизы Деарм, математические инструменты), первобытное искусство (статуэтка моаи с острова Пасхи, воспроизведенная в книге, хранится теперь в парижском Музее на набережной Бранли). Выставка выстраивает все эти образы в общую линию и предлагает посетителю совершить прогулку по вселенной Нади и, в более широком смысле, сюрреализма.

Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923. Фото: Tate
Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923.
Фото: Tate

Таким образом, как объявляют кураторы проекта, воплощается исходный замысел автора: разнообразный набор картин, скульптур, рисунков, документов, объектов, фотографий, каждая иллюстрация книги дают толчок к размышлениям и позволяют выделить великих героев сюрреализма — среди них поэты, писатели и журналисты, такие как Луи Арагон, Робер Деснос, Поль Элюар, художники, включая Ман Рэя, Ива Танги, Макса Эрнста, а также основные темы этого художественного движения: сон, бессознательное, найденный объект, объективная случайность, встреча, Париж, кажущаяся странность древнего или незападного искусства, — и этапы его истории, от первого манифеста сюрреализма до 1940 года.

А Леона Делькур, как скупо напишет позже Андре Бретон, «оказалась сумасшедшей» и умерла в психиатрической лечебнице в возрасте 38 лет.

Музей изящных искусств Руана
«Надя, сюрреалистический маршрут»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+