18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Изменил ли Энди Уорхол «смысл» портрета певца Принса?

Один из портретов певца Принса, созданный Энди Уорхолом на основе снимка Линн Голдсмит. Фото: Lynn Goldsmith
Один из портретов певца Принса, созданный Энди Уорхолом на основе снимка Линн Голдсмит.
Фото: Lynn Goldsmith

Дело об авторском праве, связанное с шелкографией Энди Уорхола на основе фото Линн Голдсмит, продолжает путешествие по судам США. Ключевой вопрос: следует ли при этом учитывать такой фактор, как изменение «смысла и идеи» исходного произведения?

В Верховном суде США 12 октября должны состояться прения, посвященные очередному этапу давней тяжбы фотографа Линн Голдсмит и Фонда визуальных искусств Энди Уорхола по поводу того, кто должен получать авторские отчисления по портрету музыканта Принса (1958–2016). Главный вопрос, который обсуждается теперь: достаточно ли Энди Уорхол изменил «смысл и идею» фотографии, чтобы превратить ее в принципиально новое произведение?

В 1984 году Vanity Fair заплатил фотографу Линн Голдсмит $400 за право использовать сделанный ею в 1981 году портрет музыканта Принса в качестве основы при создании иллюстрации для ноябрьского номера журнала — и «ни в каких иных целях». Создание иллюстрации поручили Энди Уорхолу, а о том, что права на фотографию принадлежат Голдсмит, на страницах издания упомянули дважды. Однако позднее фотограф обнаружила, что Уорхол сделал на основе ее фото 15 шелкографий и что уже после смерти художника его фонд продал компании Condé Nast, в собственности которой находится Vanity Fair, право на использование одной из них за $10,25 тыс. — эта сумма, по мнению Голдсмит, должна была быть выплачена ей.

Фотопортрет Принса, сделанный Линн Голдсмит в 1981 году. Фото: Court documents
Фотопортрет Принса, сделанный Линн Голдсмит в 1981 году.
Фото: Court documents

На нынешнем этапе спор ведется вокруг решения апелляционного суда второго округа 2021 года, не согласившегося с позицией Фонда Энди Уорхола. Институция настаивает на том, что серия работ Уорхола, основанная на охраняемой авторским правом фотографии Линн Голдсмит, право на использование которой создательница передала третьей стороне, представляет собой не запрещенное законом «добросовестное использование». Апелляционный же суд пришел к выводу, что серия Уорхола не соответствует всем четырем пунктам проверки на добросовестное использование, принятым в рамках законодательства США об авторском праве, в том числе проверку, призванную установить, в достаточной ли мере новая работа изменила старую.

Фонд Уорхола считает, что смысл серии «Принс» бесспорно отличается от смысла портрета Голдсмит. При этом они ссылаются на ее слова о том, что ее изображение Принса несет «отпечаток уязвимости», в то время как окружной суд согласился с тем, что Уорхол преобразил фотографию Голдсмит в «символичный, невероятного масштаба образ», уйдя от «человечности» оригинального портрета.

По мнению представителей фонда, судьи придают чрезмерное значение визуальному сходству работ и игнорируют различие в их идее. Они считают, что такой подход законников негативно скажется на свободе творчества и лишит защиты представителей направления художественной апроприации, чье творчество всегда основано на других произведениях искусства. Кроме того, музеи и галереи, не уверенные в том, что закон об авторском праве защищает их, могут принять решение спрятать подобные работы в фондах и не показывать зрителям.

Энди Уорхол. Работа из серии «Принс». Фото: LiveAuctioneers
Энди Уорхол. Работа из серии «Принс».
Фото: LiveAuctioneers

Линн Голдсмит уверена, что речь идет о гораздо более узкой проблеме. Она ссылается на четвертый пункт проверки на добросовестное использование, связанный с тем, как вторичная работа влияет на потенциальный рынок первичной, и указывает, что создатели исходных произведений будут постоянно терять доходы. Она добавляет, что проверка на «смысл и идею», на которую опирается Фонд Уорхола, «открывает пространство для манипуляций», поскольку «художники, критики и публика зачастую не согласны между собой касательно значения работ», а их восприятие может со временем меняться.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+