Норвежская «спящая красавица»: и целого мира мало

Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Деревянный храм, возведенный викингами у отдаленного фьорда, существует в гораздо более широком географическом контексте. Этому контексту, равно как и истории самой церкви в Урнесе, посвящены исследования нескольких ученых из разных стран

Средневековая деревянная церковь в Урнесе, у Согне-фьорда в Западной Норвегии — одна из самых завораживающих в истории. Она выделяется уникальностью среди тех, что сохранились на территории страны (их насчитывается около 30). В честь нее назван целый художественный стиль; она обладает статусом объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя мало кто за пределами Скандинавии видел ее воочию: до недавних пор наиболее удобным способом добраться до нее было путешествие на лодке.

К счастью, новая книга «Урнесская ставкирка и ее связи с глобальным романским миром» богата на иллюстрации, среди которых как образцовые фотографии убранства церкви, так и впечатляющие виды с ней на фоне фьорда или заснеженных холмов.

Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке
Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке

Почему эта ставкирка (скандинавский тип каркасного храма) считается особенной? Не только из-за очевидных архитектурных достоинств здания, но еще и в силу необычайной фантазии, проявленной мастерами при создании резных деревянных панелей, которые можно обнаружить на северной внешней стене. Первоначально они украшали западный фасад церкви, стоявшей на этом месте прежде, и, очевидно, были бережно перенесены на следующую. Исследования показали, что в общей сложности здесь поочередно сменили друг друга четыре церкви.

Истоки нынешней книги восходят к семинару, организованному в Урнесе в 2018 году. В нем приняли участие десять археологов и искусствоведов — не только из Норвегии, но и из Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции. Упомянем, в частности, имена Гриффина Мюррея и Кьяртана Хауглида. Подходы специалистов оказались разнообразны и широки, но все сошлись во мнении, что книга должна быть разделена на три взаимосвязанные части: местоположение Урнеса, церковь XI века и последующая церковь XII века. Повествование начинается с разбора деталей здания, вплоть до мельчайших, а затем анализируется их сходство с элементами других памятников, иногда очень отдаленных географически. Именно поэтому «связи с глобальным романским миром» вынесены в заглавие книги.

Церковь в Урнесе. Около 1890 года. Фото: Axel Lindahl
Церковь в Урнесе. Около 1890 года.
Фото: Axel Lindahl

Основой для ряда гипотез послужила дендрохронология. Удалось установить, что деревья, использованные для Урнеса III, были срублены зимой 1069–1070 годов и сразу после этого пущены в дело. А вот Урнес IV теперь можно с уверенностью датировать 1131–1132 годами, то есть на три десятилетия раньше, чем предполагалось ранее. Дендрохронология дает феноменальную степень надежности при датировке, что должно повлиять на восприятие широкого круга других памятников и скульп­тур.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+