18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Целый век и еще немного

Шуба «Меха Екатерина». Фото: «Меха Екатерина»
Шуба «Меха Екатерина».
Фото: «Меха Екатерина»

Компания «Меха Екатерина» отмечает 110-летний юбилей

Для современной России не такое уж частое явление — компании и бренды, история которых уходит корнями в начало прошлого века. Одним из таких долгожителей можно назвать бренд «Меха Екатерина», который в 2022 году отмечает свой 110-й день рождения.

В 1912 году купец первой гильдии Алексей Михайлов строит первый в России меховой холодильник в качестве дополнения к своим фабрике и магазину, создав первую в стране меховую империю.

Сам Михайлов начинал со службы «мальчиком» при магазине, позднее стал приказчиком, а потом рискнул и основал собственное дело. В 1889 году он открыл на Кузнецком Мосту скорняжную фабрику. В 1903-м выстроил рядом «Магазин сибирских и американских меховых товаров» (в советское время там же находился еще и легендарный Дом моделей одежды на Кузнецком). Дело Михайлова процветало, и в 1912 году он возвел на Большой Дмитровке, 11 меховой холодильник — чудо инженерной мысли того времени. Автор проекта Никита Лазарев использовал множество оригинальных идей. Воздух вентиляции охлаждался артезианской водой из собственной скважины; стены камер были облицованы толстыми панелями из экзотического пробкового дерева; уже тогда в восьмиэтажном здании работали две подъемные машины. С появлением холодильника родилась новая московская мода — летом хранить здесь меховые шляпки, горжетки, шубы, а также шерстяные платья, пальто, ковры.

Шуба «Меха Екатерина». Фото: «Меха Екатерина»
Шуба «Меха Екатерина».
Фото: «Меха Екатерина»

Алексей Михайлов умер в 1916 году. Его наследники после революции эмигрировали, а предприятие приобрело национальное значение: молодому государству были нужны валюта и уникальные специалисты, работавшие еще у основателя компании. С этого времени, помимо хранения мехов и ковров, здесь стали сортировать и готовить к продаже на экспорт пушное сырье и выделанные шкурки. Весь мех отправлялся на международные аукционы в Ленинград, а также Копенгаген, Лондон и Хельсинки. В 1920–1960-х годах складывается научная база русского мехового дела: защищаются докторские и кандидатские диссертации, составляются первые ОСТы и ГОСТы на пушно-меховое сырье, создаются первые учебники. И в наше время компания остается кузницей кадров для всей меховой индустрии страны.

В 1991 году на пост руководителя бывшего детища купца Михайлова пришел Ильдар Акхузин. До того много лет возглавлявший меховую фабрику «Труд», которая шила изделия на весь Советский Союз, он шаг за шагом создал бренд «Меха Екатерина». Теперь это производство, сеть фирменных магазинов и полный сервис для клиентов — от индивидуального пошива и ремонта до химчистки и специального хранения меха. До сих пор здесь работают сотрудники так называемого мехового холодильника.

Палантины «Меха Екатерина». Фото: «Меха Екатерина»
Палантины «Меха Екатерина».
Фото: «Меха Екатерина»

Сейчас у руля крупной современной компании «Меха Екатерина» стоят дочь и внук Ильдара Абдуловича — Екатерина и Илья Акхузины. На предприятии сформировалась уникальная школа, объединяющая достижения советской меховой промышленности и последние мировые тенденции в этой сфере.

Мех для изделий «Меха Екатерина» закупается на мировых аукционах и в лучших зверохозяйствах России. Бренд обладает самой большой коллекцией в стране: норка, лисица, песец, каракуль, каракульча, соболь, куница, бобер, рысь и множество других. В сезонных коллекциях обязательно присутствует крашеный мех.

Отличительной чертой бренда стала сложнейшая меховая инкрустация, когда в полотно изделия врезается рисунок, состоящий из множества деталей. Иногда их размер не превышает 2 мм. Тем самым роскошный предмет гардероба становится почти художественным произведением, созданным скорняками и портными.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+