18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У стен есть глаза: как жили и работали художники в Помпеях

«Художница». Фреска из дома Хирурга. Помпеи. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
«Художница». Фреска из дома Хирурга. Помпеи. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

На выставку в Болонье Национальный археологический музей Неаполя, где сосредоточены главные находки из городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, предоставил около сотни фресок, многие из которых никогда не покидали запасника

Для выставки у коллег Национальный археологический музей Неаполя, где сосредоточены главные находки из засыпанных пеплом городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, не поскупился. В Болонью привезут около сотни фресок, многие из которых никогда не покидали запасника. Предыдущие крупные выставки из собрания этого музея, показанные в Нью-Йорке и Оклахоме, были призваны, скорее, дать общее представление о красоте античной живописи. «У среднестатистического итальянца хорошая база знаний о Помпеях, — говорит куратор Марио Гримальди. — Просто показывая помпейские фрески, мы не рассказали бы ему ничего нового. Поэтому мы поставили во главу угла исследование социальной роли художников».

«Три грации». Фреска. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
«Три грации». Фреска. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи

О конкретных живописцах I века н.э. известно мало, и их социальный статус, вероятно, был не самым высоким. Плиний Старший, который погиб в Стабиях при извержении Везувия, оплакивал в своей «Естественной истории» ухудшение положения современных ему мастеров. «Тем более достойным уважения оказывается благоразумие древних», — писал он, потому что цивилизация греков так высоко ценила художников, что они считались «общим достоянием мира». Тем не менее Марио Гримальди считает, что есть ряд признаков, по которым можно судить о социальном статусе древнеримских живописцев. «Какие отношения у них были с клиентами? Как оформлялись заказы на публичные и частные работы? Мы можем извлечь подсказки из целого ряда предметов, которые подобны кусочкам головоломки», — говорит куратор.

На выставке будет реконструировано несколько помещений, для которых написаны фрески, чтобы разместить их в первоначальном ансамбле. Они будут показаны рядом с емкостями с пигментами, обнаруженными во время раскопок, подготовительными эскизами, инструментами для рисования, такими так циркуль и отвес, и бытовыми предметами — масляными лампами, кувшинами и вазами.

Чаша с голубым пигментом. Помпеи. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
Чаша с голубым пигментом. Помпеи. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи

«Художники не идентифицировали себя как отдельные мастера, они работали в группах и были, скорее, декораторами, — говорит Гримальди, — однако не стоит считать их положение рабским». Исследования также показали, что рисовать было разрешено и римским женщинам, как в частном порядке, так и профессионально. Есть фрески, изображающие их у мольбертов. «Мир живописи, возможно, был намного более открытым, чем вы можете себе представить», — замечает Гримальди.

Среди самых впечатляющих фресок на выставке — андрогинные «Три грации» из Восточной инсулы (дом, квартиры в котором сдавались внаем), небольшое изображение художницы из дома Хирурга и натюрморт величиной со стену (298 на 447 см) из дома Юлии Феликс в Помпеях.  

Городской археологический музей Болоньи
Художники Помпей
До 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+