18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Цена поэзии в рублях и тоннах словесной руды

Поэт Владимир Маяковский. 1929. Фото: Архив ТАСС
Поэт Владимир Маяковский. 1929.
Фото: Архив ТАСС
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Вышло факсимиле книги Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» 1926 года с дизайном Александра Родченко. Воспроизведение раритета — только часть нынешнего издания, насыщенного исследованиями и обстоятельными комментариями

После самоубийства Владимира Маяковского немедленно начались разговоры о причинах трагедии. Как ни странно, называли и финансовые сложности. Вот строки из сообщения агента ОГПУ «Арбузова»: «Говорят, налог был 22 000 рублей. Это страшно угнетало Маяковского. Чтобы заплатить его, надо было все продавать. […] Подход фин­инспекции к Маяковскому находили бестактным и безобразным». Вопрос уплаты налогов упоминался и в его предсмертном письме: «В столе у меня 2000 руб. — внесите в налог. Остальное получите с Гиза». Во все репрезентативные сборники Маяковского включают «Разговор с фининспектором о поэзии», который написан как риторический монолог-манифест.

Именно вопросам финансовым — доходам поэта и его взаимоотношениям с Наркомфином — посвящено фундаментальное сериальное издание.

Оно, во-первых, обращается к истории книгоиздания в СССР: факсимильно воспроизведена первая и отдельная публикация «Разговора…», выпущенная в июне 1926 года в Тифлисе. Обложку и монтаж делал Александр Родченко. Во-вторых, исследователи рассматривают отношения поэта и налогового ведомства со всевозможных ракурсов. В статьях Андрея Россомахина и Галины Антиповой прослеживается, как причудливо и убедительно переплетены в канве стихотворения финансовая и поэтическая декларации. Леонид Большухин и Оксана Замятина дают подробный социально-бытовой и историко-литературный комментарий к стихотворению, а также рассматривают образ фининспектора в советской литературе. Мария Раевская публикует и комментирует корпус финансовых и налоговых документов из архива Маяковского. Тот же Россомахин обозревает визуальное и иное сопровождение стихотворения и темы исследования: карикатуры, пародии, афиши, обложки, частные документы.

«Разговор с фининспектором о поэзии» Владимира Маяковского: Факсимильное издание. Исследования. Комментарий / Сост., науч. ред. А.А.Россомахин. СПб.: Издательство Европейского университета в СанктПетербурге, 2022. 208 с.: ил. (Серия AvantGarde; вып. 23)
«Разговор с фининспектором о поэзии» Владимира Маяковского: Факсимильное издание. Исследования. Комментарий / Сост., науч. ред. А.А.Россомахин. СПб.: Издательство Европейского университета в СанктПетербурге, 2022. 208 с.: ил. (Серия AvantGarde; вып. 23)

Издание содержит более сотни иллюстраций, которые не только сопровождают текст, но и привносят самостоятельный смысл, хотя и не всегда ясный. Например, нет ответа на вопрос, почему на передней обложке Родченко смонтировал фотопортреты Маяковского как поэта и видного большевика Федора Раскольникова как фининспектора, хотя тот, дипломат, был далек от сферы деятельности Наркомфина. Зато удвоенный на заднем шмуцтитуле фининспектор со «стилом» поэта символизирует, вне сомнений, непрерывно растущую армию советских бюрократов. На задней обложке Родченко монтировал фотографию головы Маяковского и земной шар, который облетают аэропланы. Это изображение иллюстрирует строки о долге поэта перед Бродвейской лампионией, багдадскими небесами, Красной армией и японскими вишнями, но никак не перед налоговыми крючкотворами.

На упомянутом коллаже голова поэта равновелика планете. К середине 1920-х Маяковский стал не просто известным литератором, но и фактически институцией, брендом. Он был одним из основателей и лидером ЛЕФа, участвовал как поэт и художник в рекламных и агитационных кампаниях, колесил по Стране Советов с концертами-лекциями. Эта кипучая и разнообразная деятельность высоко оплачивалась.

Поэт жил на широкую ногу и был окружен, точно большая планета, спутниками.

Такие обстоятельства не оставались без общественной реакции. В печати карикатуристы рисовали Маяковского в окружении халтурщиков-клевретов (см. шарж Энге), Маяковского в роскошном заграничном наряде, с запонками и перстнями (см. шарж Кукрыниксов), Маяковского, разоряющего с коллегами по цеху кассу провинциального издательства (см. шарж Любимова). На концертах зрители постоянно присылали записки с жалобами на дороговизну входных билетов и книг поэта.

Вероятно, отслеживали общественную реакцию и налоговые структуры РСФСР, которые неуклонно повышали сборы с доходов поэта, штрафовали за несвое­временную уплату и вообще не оставляли его без бдительного внимания. Имелся и реальный прототип «собеседника» из стихотворения: исследователи установили, что им был сверст­ник поэта С.А.Журавлев, доживший до 1980 года.

Претензии к поэту основывались на том, что по советским законам доходы литераторов обычно относили к доходам от труда не по найму или вовсе нетрудовым. Потому так и настаивал Маяковский в «Разговоре…» на принадлежности к пролетариату, что это существенно облегчило бы ему налоговое бремя. Хотя в частной переписке к подобному статусу он относился иронически: «По моим наблюдениям я стал ужасно пролетарский поэт: и денег нет, и стихов не пишу». Правда, как показывают подсчеты, в месяц он зарабатывал больше, чем обычный рабочий за год.

Противостояние поэта с налоговым ведомством продолжалось и после публикации «Разговора…». Однако смертельный удар по фининспекторам нанесла сама советская власть. В ходе окончательного сворачивания нэпа грянула и масштабная чистка налогового аппарата, его полномочия были решительно урезаны. Отзывчивые карикатуристы теперь обвиняли фининспекторов в сговорах с нэпманами. Все это происходило в первой половине 1930 года, но поэт Владимир Маяковский не дожил до поражения своих антагонистов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+