18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дело всей жизни: искусство гугенотов и «жидкая история»

Николас Спримонт. Солонка. Фарфор, роспись эмалями. 1752–1756. Фото: Tate
Николас Спримонт. Солонка. Фарфор, роспись эмалями. 1752–1756.
Фото: Tate
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Исследование искусства и культуры французских беженцев-гугенотов конца XVII века, а также погружение в Темзу, хранящую удивительные объекты, — две книги на эти темы объединяет самозабвенная и многолетняя увлеченность авторов предметом своих изысканий

Книга «Европа разделенная: искусство и культура беженцев-гугенотов» Тессы Мердок, бывшего старшего куратора коллекций и исследований в лондонском Музее Виктории и Альберта, представляет собой обширную, глубокую работу о французских протестантах-кальвинистах. У себя на родине они к началу XVII века составляли меньшинство населения, зато среди них насчитывалось немало художников и ремесленников. Они начали массово покидать Францию после того, как Людовик XIV в 1685 году отменил Нантский эдикт, с конца XVI столетия защищавший права протестантов, и стал проводить политику насильственного обращения их в католичество. Известно, что в тот период гугенотов даже использовали в качестве рабов на королевских средиземноморских галерах.

Tessa Murdoch. Europe Divided: Huguenot Refugee Art & Culture. V&A. 320 с.: 250 цв. ил. £40, $55. На английском языке
Tessa Murdoch. Europe Divided: Huguenot Refugee Art & Culture. V&A. 320 с.: 250 цв. ил. £40, $55. На английском языке

Книга Тессы Мердок — наглядный пример труда всей жизни. Автор исследует глобальную «диаспору гугенотов» на протяжении нескольких столетий, но в первую очередь их прием и интеграцию на Британских островах с 1680-х годов. Мердок рассказывает о том, как их переселение повысило качество и разнообразие производства в Англии, при этом подорвав то и другое во Франции; говорит об их роли как педагогов (и в языке, и в искусстве) и как практиков — именно этой ипостаси посвящена основная часть книги, разделенная на дисциплины. Мы узнаем, в частности, что на чужбине гугеноты обычно сохраняли свою идентичность благодаря семейным, культурным и религиозным связям.

«Европа разделенная» ясно дает понять, что знания и опыт гугенотов повлияли на все сферы британской жизни, включая производство предметов роскоши — от шелка (до сих пор сохранились ткацкие цеха над раннегеоргианскими домами в лондонском районе Спиталфилдс) до мебели, металлических и керамических изделий. Из среды протестантских беженцев вышли граверы, часовщики, ювелиры и даже некоторые видные деятели в вооруженных силах и банковском деле Англии. Выдающимися представителями гугенотской диаспоры были Луи Франсуа Рубильяк, чей мраморный портрет композитора Георга Генделя в образе Аполлона (1738, Музей Виктории и Альберта) преобразил портретную скульптуру в Англии; ювелир из Сохо Николас Спримонт, основавший около 1744 года мануфактуру в Челси; первый в Англии крупный производитель фарфора и серебряных дел мастер Пол де Ламери, у которого в 1720-х годах работал известный английский гравер Уильям Хогарт.

Malcolm Russell. Mudlark’d: Hidden Histories from the River Thames. Thames & Hudson. 223 с.: 417 цв. ил. £25. На английском языке
Malcolm Russell. Mudlark’d: Hidden Histories from the River Thames. Thames & Hudson. 223 с.: 417 цв. ил. £25. На английском языке

Если «Европа разделенная» демонстрирует и описывает материальную культуру, созданную в свое время для среднего и высшего класса, то книга «Найдено в иле: истории, спрятанные в Темзе» Малкольма Расселла посвящена разного рода предметам, принадлежавшим когда-то представителям разных сословий. Эти вещицы были случайно обронены в реку или попали туда в результате преступлений и были обнаружены много лет спустя.

Для Расселла «мадларкинг» тоже дело всей жизни. Первоначально этот термин XIX века использовался в отношении бедняков, рыскавших по берегам Темзы в поисках предметов для продажи или обмена на еду. Современные мадларкеры по духу ближе к антикварам эпохи романтизма. В книге Расселла приведены многочисленные рассказы, забавные случаи и исторические факты, которые разделены по темам и преподнесены в хронологическом порядке. Названия глав говорят за себя: «Порабощенные люди и иммигранты», «Верующие», «Артисты», «Торговцы», «Бойцы». В основу этих рассказов положены предметы, которые автор книги со товарищи извлек из речного ила: римская шпилька для волос, средневековые значки паломников, аптечные банки XVIII века, брошь Чарли Чаплина, боеприпасы времен Второй мировой вой­ны. И даже зуб, возможно удаленный странствующим лекарем XIX века.

Медицинский флакон (1700-1800), найденный в лондонском Сити автором Малкольмом Расселом. Фото: Matthew Williams-Ellis
Медицинский флакон (1700-1800), найденный в лондонском Сити автором Малкольмом Расселом.
Фото: Matthew Williams-Ellis

Сколь бы скромными ни оказывались находки, каждая была тщательно изучена и сфотографирована на фоне камней или коряг. «Найдено в иле» станет хорошим стимулом и руководством для любого начинающего путешественника во времени. Как тонко заметил когда-то член британского парламента Джон Эллиотт Бёрнс в ответ на неодобрительный комментарий американского коллеги (эту фразу Расселл цитирует в книге): «Река Святого Лаврентия — это просто вода. Грязная вода Миссури. А Темза — это жидкая история». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+