18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дело всей жизни: искусство гугенотов и «жидкая история»

Николас Спримонт. Солонка. Фарфор, роспись эмалями. 1752–1756. Фото: Tate
Николас Спримонт. Солонка. Фарфор, роспись эмалями. 1752–1756.
Фото: Tate
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Исследование искусства и культуры французских беженцев-гугенотов конца XVII века, а также погружение в Темзу, хранящую удивительные объекты, — две книги на эти темы объединяет самозабвенная и многолетняя увлеченность авторов предметом своих изысканий

Книга «Европа разделенная: искусство и культура беженцев-гугенотов» Тессы Мердок, бывшего старшего куратора коллекций и исследований в лондонском Музее Виктории и Альберта, представляет собой обширную, глубокую работу о французских протестантах-кальвинистах. У себя на родине они к началу XVII века составляли меньшинство населения, зато среди них насчитывалось немало художников и ремесленников. Они начали массово покидать Францию после того, как Людовик XIV в 1685 году отменил Нантский эдикт, с конца XVI столетия защищавший права протестантов, и стал проводить политику насильственного обращения их в католичество. Известно, что в тот период гугенотов даже использовали в качестве рабов на королевских средиземноморских галерах.

Tessa Murdoch. Europe Divided: Huguenot Refugee Art & Culture. V&A. 320 с.: 250 цв. ил. £40, $55. На английском языке
Tessa Murdoch. Europe Divided: Huguenot Refugee Art & Culture. V&A. 320 с.: 250 цв. ил. £40, $55. На английском языке

Книга Тессы Мердок — наглядный пример труда всей жизни. Автор исследует глобальную «диаспору гугенотов» на протяжении нескольких столетий, но в первую очередь их прием и интеграцию на Британских островах с 1680-х годов. Мердок рассказывает о том, как их переселение повысило качество и разнообразие производства в Англии, при этом подорвав то и другое во Франции; говорит об их роли как педагогов (и в языке, и в искусстве) и как практиков — именно этой ипостаси посвящена основная часть книги, разделенная на дисциплины. Мы узнаем, в частности, что на чужбине гугеноты обычно сохраняли свою идентичность благодаря семейным, культурным и религиозным связям.

«Европа разделенная» ясно дает понять, что знания и опыт гугенотов повлияли на все сферы британской жизни, включая производство предметов роскоши — от шелка (до сих пор сохранились ткацкие цеха над раннегеоргианскими домами в лондонском районе Спиталфилдс) до мебели, металлических и керамических изделий. Из среды протестантских беженцев вышли граверы, часовщики, ювелиры и даже некоторые видные деятели в вооруженных силах и банковском деле Англии. Выдающимися представителями гугенотской диаспоры были Луи Франсуа Рубильяк, чей мраморный портрет композитора Георга Генделя в образе Аполлона (1738, Музей Виктории и Альберта) преобразил портретную скульптуру в Англии; ювелир из Сохо Николас Спримонт, основавший около 1744 года мануфактуру в Челси; первый в Англии крупный производитель фарфора и серебряных дел мастер Пол де Ламери, у которого в 1720-х годах работал известный английский гравер Уильям Хогарт.

Malcolm Russell. Mudlark’d: Hidden Histories from the River Thames. Thames & Hudson. 223 с.: 417 цв. ил. £25. На английском языке
Malcolm Russell. Mudlark’d: Hidden Histories from the River Thames. Thames & Hudson. 223 с.: 417 цв. ил. £25. На английском языке

Если «Европа разделенная» демонстрирует и описывает материальную культуру, созданную в свое время для среднего и высшего класса, то книга «Найдено в иле: истории, спрятанные в Темзе» Малкольма Расселла посвящена разного рода предметам, принадлежавшим когда-то представителям разных сословий. Эти вещицы были случайно обронены в реку или попали туда в результате преступлений и были обнаружены много лет спустя.

Для Расселла «мадларкинг» тоже дело всей жизни. Первоначально этот термин XIX века использовался в отношении бедняков, рыскавших по берегам Темзы в поисках предметов для продажи или обмена на еду. Современные мадларкеры по духу ближе к антикварам эпохи романтизма. В книге Расселла приведены многочисленные рассказы, забавные случаи и исторические факты, которые разделены по темам и преподнесены в хронологическом порядке. Названия глав говорят за себя: «Порабощенные люди и иммигранты», «Верующие», «Артисты», «Торговцы», «Бойцы». В основу этих рассказов положены предметы, которые автор книги со товарищи извлек из речного ила: римская шпилька для волос, средневековые значки паломников, аптечные банки XVIII века, брошь Чарли Чаплина, боеприпасы времен Второй мировой вой­ны. И даже зуб, возможно удаленный странствующим лекарем XIX века.

Медицинский флакон (1700-1800), найденный в лондонском Сити автором Малкольмом Расселом. Фото: Matthew Williams-Ellis
Медицинский флакон (1700-1800), найденный в лондонском Сити автором Малкольмом Расселом.
Фото: Matthew Williams-Ellis

Сколь бы скромными ни оказывались находки, каждая была тщательно изучена и сфотографирована на фоне камней или коряг. «Найдено в иле» станет хорошим стимулом и руководством для любого начинающего путешественника во времени. Как тонко заметил когда-то член британского парламента Джон Эллиотт Бёрнс в ответ на неодобрительный комментарий американского коллеги (эту фразу Расселл цитирует в книге): «Река Святого Лаврентия — это просто вода. Грязная вода Миссури. А Темза — это жидкая история». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+