18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставку Documenta 15 обвинили в цензуре

Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15. Фото: EPA/SASCHA STEINBACH
Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15.
Фото: EPA/SASCHA STEINBACH

Призыв консультативного совета выставки убрать из программы серию фильмов коллектива Subversive Film, посвященных истории Палестины, вызвал осуждение со стороны кураторов и комитета, отвечающего за художественное руководство Documenta

Выставка современного искусства Documenta 15, открытая до 25 сентября в немецком Касселе, вновь оказалась в центре скандала. В этот раз группа консультантов, отвечающая за надзор за программами, рекомендовала прекратить показ серии фильмов Tokyo Reels коллектива Subversive Film, посчитав их пропалестинской пропагандой, наполненной «антисемитскими и антисионистскими декорациями».

Предложение вызвало осуждение со стороны кураторов — индонезийской арт-группы Ruangrupa — и Комитета по художественному руководству ярмарки, посчитавших это попыткой цензуры. «Давление со стороны СМИ и политиков на команду Documenta стало невыносимым. Этим заявлением мы хотим защитить их необычайно тяжелую работу и преданность делу», — говорится в письме комитета, среди подписантов которого Фрэнсис Моррис, директор Тейт Модерн, и южноафриканский куратор Габи Нгкобо.

Обвинения в антисемитизме преследуют Documenta 15 с января, когда немецкие СМИ и местные политики еще на этапе подготовки выставки заподозрили Ruangrupa в том, что те, пригласив палестинских художников, потворствуют радикальным активистам и поддерживают культурный бойкот Израиля. Пик скандала пришелся на демонстрацию в середине июля произведения соотечественников кураторов — коллектива Taring Padi (в переводе «рисовые клыки»), работающего в жанре политической агитации. В самом центре Касселя, на поле перед основными площадками Documenta 15, они развернули гигантский баннер, который являлся фоном для сотни «ваянг карду» — карикатурных фигур диктаторов, олигархов, коррупционеров и генералов, которые можно было бы использовать на демонстрациях, как во времена студенчества художников, когда они принимали активное участие в политической жизни Индонезии. Рассматривать фигуры было настолько увлекательно, что только на второй день зрители обратили внимание на сам баннер под названием «Народное правосудие», на котором можно было заметить откровенно антисемитские образы солдат со свиными головами в шлемах с надписью «Моссад» (израильская разведка). На фоне этого скандала генеральный директор Documenta Сабина Шорман подала в отставку.

Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время). Фото: Subversive Film
Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время).
Фото: Subversive Film

Сейчас авторы обращения призывают наблюдательный совет сделать так, чтобы выставка Documenta 15 могла оставаться полностью открытой до ее запланированного окончания 25 сентября. «Мы считаем, что любой отказ сделать это и капитуляция перед политическим вмешательством будут очень сурово осуждены историей», — заявляют они. Выступают против запрета фильмов и более 100 человек из участников выставки, подписавшие открытое письмо.

На сайте выставки говорится, что, используя фильмы, из-за которых разгорелся спор, Subversive Film стремится пролить свет на «забытую и до сих пор не задокументированную антиимпериалистическую солидарность между Японией и Палестиной». Соучредитель Subversive Film Моханад Якуби сообщил The Art Newspaper, что окончательное решение о том, снимать ли видео с показа, будет принято до конца этой недели.

Материалы по теме:
Полный «лумбунг» на Documenta 15
Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+