18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставку Documenta 15 обвинили в цензуре

Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15. Фото: EPA/SASCHA STEINBACH
Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15.
Фото: EPA/SASCHA STEINBACH

Призыв консультативного совета выставки убрать из программы серию фильмов коллектива Subversive Film, посвященных истории Палестины, вызвал осуждение со стороны кураторов и комитета, отвечающего за художественное руководство Documenta

Выставка современного искусства Documenta 15, открытая до 25 сентября в немецком Касселе, вновь оказалась в центре скандала. В этот раз группа консультантов, отвечающая за надзор за программами, рекомендовала прекратить показ серии фильмов Tokyo Reels коллектива Subversive Film, посчитав их пропалестинской пропагандой, наполненной «антисемитскими и антисионистскими декорациями».

Предложение вызвало осуждение со стороны кураторов — индонезийской арт-группы Ruangrupa — и Комитета по художественному руководству ярмарки, посчитавших это попыткой цензуры. «Давление со стороны СМИ и политиков на команду Documenta стало невыносимым. Этим заявлением мы хотим защитить их необычайно тяжелую работу и преданность делу», — говорится в письме комитета, среди подписантов которого Фрэнсис Моррис, директор Тейт Модерн, и южноафриканский куратор Габи Нгкобо.

Обвинения в антисемитизме преследуют Documenta 15 с января, когда немецкие СМИ и местные политики еще на этапе подготовки выставки заподозрили Ruangrupa в том, что те, пригласив палестинских художников, потворствуют радикальным активистам и поддерживают культурный бойкот Израиля. Пик скандала пришелся на демонстрацию в середине июля произведения соотечественников кураторов — коллектива Taring Padi (в переводе «рисовые клыки»), работающего в жанре политической агитации. В самом центре Касселя, на поле перед основными площадками Documenta 15, они развернули гигантский баннер, который являлся фоном для сотни «ваянг карду» — карикатурных фигур диктаторов, олигархов, коррупционеров и генералов, которые можно было бы использовать на демонстрациях, как во времена студенчества художников, когда они принимали активное участие в политической жизни Индонезии. Рассматривать фигуры было настолько увлекательно, что только на второй день зрители обратили внимание на сам баннер под названием «Народное правосудие», на котором можно было заметить откровенно антисемитские образы солдат со свиными головами в шлемах с надписью «Моссад» (израильская разведка). На фоне этого скандала генеральный директор Documenta Сабина Шорман подала в отставку.

Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время). Фото: Subversive Film
Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время).
Фото: Subversive Film

Сейчас авторы обращения призывают наблюдательный совет сделать так, чтобы выставка Documenta 15 могла оставаться полностью открытой до ее запланированного окончания 25 сентября. «Мы считаем, что любой отказ сделать это и капитуляция перед политическим вмешательством будут очень сурово осуждены историей», — заявляют они. Выступают против запрета фильмов и более 100 человек из участников выставки, подписавшие открытое письмо.

На сайте выставки говорится, что, используя фильмы, из-за которых разгорелся спор, Subversive Film стремится пролить свет на «забытую и до сих пор не задокументированную антиимпериалистическую солидарность между Японией и Палестиной». Соучредитель Subversive Film Моханад Якуби сообщил The Art Newspaper, что окончательное решение о том, снимать ли видео с показа, будет принято до конца этой недели.

Материалы по теме:
Полный «лумбунг» на Documenta 15
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+