18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александра Лекомцева: «На blazar есть классные работы по доступным ценам»

Александра Лекомцева, генеральный директор ярмарки blazar и соучредитель галереи Sample. Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar
Александра Лекомцева, генеральный директор ярмарки blazar и соучредитель галереи Sample.
Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Одна из основательниц и генеральный директор Ярмарки молодого современного искусства blazar рассказала об участвующих в ней независимых художниках, секции диджитал-арта и тех людях, что ищут молодые таланты

Как и когда возникла идея ярмарки blazar? Почему было выбрано такое название?

Идея ярмарки давно витала в воздухе. В команде Sample ее предложила Аня Дюльгерова, на тот момент пиар-директор галереи. В 2019 году мы узнали, что у Маргариты Пушкиной с командой Cosmoscow есть идея создать ярмарку-сателлит, которая будет специализироваться на продаже работ молодых художников, и Антон Белов порекомендовал ей нас как потенциальных партнеров для реализации этого проекта. Начали обсуждать, объединили команды Sample и Cosmoscow. О названии долго думали, решали, создавать ли самостоятельный бренд или использовать Sample. В итоге Аня Дюльгерова придумала название blazar, что означает космическое тело, внегалактический светящийся объект. Это показалось идеальным для сателлита, поскольку в названии Cosmoscow тоже есть созвучность космосу.

Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году. Фото: blazar
Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году.
Фото: blazar

Вы основали ярмарку вместе с Анной Наумовой. Как распределяются ваши роли в проекте?

Мы основали ярмарку вчетвером: Маргарита Пушкина, Аня Наумова, я и Аня Дюльгерова. Распределение ролей и ответственности стало логичным продолжением наших привычных задач и профессий. Маргарита с командой Cosmoscow обеспечила экспертизу по организации ярмарки, работе с галереями, клиентскую базу и систему работы с клиентами. Аня Наумова является арт-директором ярмарки и отвечает за все наполнение: контент, «визуал» и архитектуру. Аня Дюльгерова взяла на себя пиар, маркетинг и гест-менеджмент. Я, как директор, отвечаю за всю организацию ярмарки, работу со спонсорами и другими партнерами.

Первый выпуск blazar состоялся в ковидном 2020 году. Были ли у вас сомнения по поводу того, стоит ли запускать новый проект в такое время?

Это было великое время! Казалось безумием запускать большой городской фестиваль в пандемийный год. Мы долго готовились и не могли предположить, что случится ковид. Но, так как Cosmoscow решили проводить, и мы пошли на этот отважный шаг. И заранее понимали, что если в сентябре нас снова закроют на карантин, то будем думать, как действовать дальше. Но нам повезло и все случилось, и первые результаты, отклик арт-сообщества — участников, гостей, художников и коллекционеров — превзошли все наши ожидания.

Полина Новикова. «Солнечный принц». 2021. Фото: blazar
Полина Новикова. «Солнечный принц». 2021.
Фото: blazar

Сейчас состоится уже третий по счету выпуск. Будут ли какие-то новшества и изменения?

Да, все верно. Мы шутим между собой, что после этого года будет тяжело говорить, что мы стартап и еще ищем свой путь. В этом году мы экспериментируем с количеством участников: увеличили число независимых авторов, сократили количество галерей, делаем секцию диджитал-искусства, при поддержке АКИ — Агентства креативных индустрий — под кураторством Koshta collective.

Как бы вы описали основное кредо ярмарки? В чем ее отличие от других ярмарок в России?

Я бы обозначила как основную задачу показ широкой аудитории работ молодых, начинающих или еще не реализовавших себя авторов. Что касается кредо, то я бы его сформулировала так: buy now or cry later. Суть в том, что на ярмарке существует жесткая ценовая политика, и, опять же, наша задача — не завышать цены. Таким образом, есть возможность приобрести классные работы по доступным ценам, а вот долго думать — времени нет. Главное отличие blazar от других — в том, что наш приоритет — именно самостоятельные художники; кроме того, стараемся наладить механику сотрудничества и представления студентов образовательных центров и университетов. Это вообще мой самый любимый сектор.

Как организована процедура отбора участников?

Процедура устроена максимально прозрачно. Мы приглашаем экспертов в совет, объявляем открытый опен-колл и получаем заявки. Дальше с заявками работают эксперты. Как правило, у нас два экспертных совета: для независимых авторов и для галерей. В этом году экспертами независимых стали Юлия Юсма (на тот момент директор галереи при «Вышке») и Анастасия Митюшина (куратор музея «Гараж»), за галерейный сектор отвечали лично Маргарита Пушкина и Аня Наумова. А вот для образовательного сектора в этом году мы позвали куратора Марию Кравцову, и участников приглашала она.

Триптих Алисы Гореловой на ярмарке молодого современного искусства blazar в 2021 году. Фото: blazar
Триптих Алисы Гореловой на ярмарке молодого современного искусства blazar в 2021 году.
Фото: blazar

Вы продолжаете сотрудничество с Агентством креативных индустрий (АКИ)?

Все верно. Агентство креативных индустрий уже второй год поддерживает ярмарку и ее участников. В этот раз мы также провели опен-колл для участия в секции Created in Moscow, и десять московских галерей были выбраны экспертным советом, они получат отдельные стенды по примеру прошлого года. И собственно, новую секцию цифрового искусства, где представлены самостоятельные диджитал-авторы, также поддерживает АКИ. Благодаря нашему сотрудничеству мы смогли реализовать проект в 2022 году.

Агентство также поддерживает лекторий проекта; в этом году от них будет выступать специальный гость Руслан Гацалов, основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw.

АКИ для нас оказалось идеальным партнером, и от лица своей команды я выражаю благодарность коллегам из агентства. У нас взаимопонимание относительно контента, они прислушиваются к нам. Мы вместе работаем над тем, чтобы для участников поддержка оказалась максимально эффективной.

Можно ли назвать blazar коммерчески успешным проектом? Какова роль партнеров и спонсоров на данном этапе?

Что касается коммерческой составляющей такого бизнес-проекта, как ярмарка, то мы до сих пор разгадываем. Потому что ярмарка молодых современных художников сама по себе является как социально значимым, так и бизнес-проектом. И каждое решение по организации, приглашению или выбору участников содержит две эти смысловые нагрузки.

Дима Кадынцев. «Отражение». 2022. Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar
Дима Кадынцев. «Отражение». 2022.
Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar

Мы очень стремимся, чтобы ярмарка была прибыльной и успешной по многим показателям. По сравнению с первым выпуском мы выросли довольно мощно. В прошлом году blazar по показателям продаж и посещаемости превысила выпуск 2020 года ровно в два раза. То же самое со спонсорской поддержкой: в первый год оказалось невозможным найти спонсоров, поэтому реализовывали ярмарку своими силами, а вот во второй год уже удалось привлечь классных спонсоров и партнеров, благодаря команде VCA в том числе. Роль спонсоров и парт­неров довольно велика, так как пока экономика ярмарки устроена на балансе экономических показателей и партнерских взносов.

Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году. Фото: blazar
Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году.
Фото: blazar

Как изменилась (и изменилась ли) концепция blazar сейчас по сравнению с первоначальным планом?

Честно говоря, в этом и есть прелесть нашей ярмарки, что концепция проста, а мы позволяем себе экспериментировать. Третий год для нас окажется определяющим, мы сможем более четко оценить разные показатели. О будущем говорить пока сложно. Конечно, мы мечтаем о расширении и беспрецедентном коммерческом успехе и с радостью поделимся нашими планами после этого выпуска. 

Музей Москвы
Ярмарка молодого современного искусства blazar
14 – 18 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+